1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
Строго говоря, можно выделить несколько научных подходов, рассматривающих объект исследования в качестве системы: к ним относятся и исследование операций, и кибернетика, и общая теория систем, и теория управления и целый ряд других. Здесь рассмотрим лишь пять из таких подходов, в силу того, что их часто используют в качестве синонимов: общая теория систем, системология, системный подход, системный анализ и системотехника. Несмотря на то, что между вышеназванными направлениями системных исследований трудно провести однозначные четко очерченные разграничения, для каждого из этих направлений можно указать целый ряд особенностей, присущих только данному направлению системных исследований.
Общая теория систем. Теория систем – это некий общий подход к описанию естественно-научных, социальных и организационных систем, направленный на изучение тех аспектов систем различной природы, которые являются общими для всех систем.
Речь идет об общих теориях, годных для изучения совершенно различных систем. Основой для создания такой общей теории служит язык математики. «Математика представляет собой идеальный метаязык ( т.е. язык более высокого уровня , на котором могут быть интерпретированы предложения, записанные на языке более низкого уровня … языке поведения системы) в том смысле, что общие свойства систем могут быть описаны на языке, который не зависит от конкретной природы системы».
Системология:
Системология – совокупность методов и средств систематизации и формализации инженерных знаний с целью их дальнейшего моделирования на ЭВМ. Таким образом, системология является основой компьютеризации инженерных знаний, т.е. по существу является специальным разделом инженерии знаний.
Системология использует методы системного подхода, системного анализа и общей теории систем.
Системный подход. Появление системной парадигмы привело к тому, что многие исследователи начали рассматривать объект исследования более «всесторонне», анализируя различные его свойства как свойства системные. Такой подход к исследованию, с учетом различных аспектов изучения объекта и его поведения (аспектов научных, технических, производственных, экономических, социальных и др.), получил название системного подхода. Сейчас является общепризнанным, что системный подход является основным методологическим инструментом исследователя.
В настоящее время большинство специалистов по теории систем считают существенным для применения системного подхода на практике реализацию совокупности следующих взаимосвязанных аспектов:
– системно-элементного, учитывающего важность выявления элементного состава системы;
– системно-структурного, раскрывающего внутреннюю организацию системы, взаимосвязи и отношения, существующие между элементами системы;
– системно-функционального, учитывающего функциональные особенности системы и образующих ее элементов;
– системно-исторического, отвечающего на вопрос происхождения системы и ее развития в будущем.
Назовем последовательное исследование любой системы с учетом вышеперечисленных аспектов - общей схемой системного подхода, которая и лежит в основе многих процедур системного анализа.
Системный анализ. Мы уже давали много определений системного анализа. С учетом вышесказанного приведем еще одно более развернутое определение:
Системный анализ — это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы.
Здесь мы видим отличие системного анализа от системного подхода. Системный подход – это методология, основанная на изучении любого объекта исследования или явления как системы.
Системный анализ тоже рассматривает проблему как систему, т.е. использует методологию системного подхода для решения проблемы. Но, кроме того, поскольку системный анализ «нацелен» на решение проблемы, то в его основе лежат и методы, связанные с вопросами целеполагания и принятия решений в сложных ситуациях.
Основными специфическими особенностями системного анализа, отличающими его от других системных направлений, являются:
- использование системной парадигмы для организации процессов целеобразования, структуризации и анализа целей, разработки путей их достижения и выбора из них рациональных.
- использование как формальных методов и моделей, так и методов активизации интуиции специалистов, помогающие использовать их знания и опыт для снижения неопределенности и для перевода проблемы из слабо структурированной в хорошо структурированную.
Системотехника – изучает вопросы планирования, проектирования и поведения сложных систем различного назначения, составляющие которой рассматриваются во взаимодействии, несмотря на их разнородность. Основным методом системотехники является системный анализ. Центральное техническое звено комплекса – ЭВМ, человеческое звено – оператор .
Данное определение позволяет четко увидеть, в чем заключается отличие понятий системный анализ и системотехника. Если системный анализ используется для решения проблем в любой области человеческой деятельности: технической, военной, социальной, политической, научной и др., то системотехника – частный случай использования методологии системного анализа в области проектирования и эксплуатации сложных технических систем.
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования