logo
ЛЕКЦИИ ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

1.10. Субъект и объект

Если первоначально системный анализ рассматривался как методология решения проблем основанная на нормативном подходе, то в последнее время, в системный анализ все больше вносятся и элементы дескриптивного подхода.

Нормативный подход – основан на концепциях математического выбора рациональных решений. Нормативные модели системного анализа позволяют не только рассчитать варианты структуры и поведения системы, но и задав некоторые критерии оценки вариантов, выбрать наилучший из них. Вместе с тем, нормативные модели, в общем, не адекватны процессу принятия решений, поскольку наиболее сложные и неформальные этапы системного анализа такие как: определение проблемы, выявление целей, анализ ограничений, выработка альтернатив, в них не затрагиваются.

Дескриптивный подход – основан на концепциях мотивированного выбора решений и использует психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение субъекта. Дескриптивные модели не включают явно сформулированного критерия оценки вариантов, а позволяют лишь описывать и анализировать систему.

Поэтому необходимыми составляющими системного анализа являются методы, учитывающие мотивацию принимаемых решений, что невозможно без анализа роли человека, с у б ъ е к т а в системе..

Субъект как элемент системы.

Ранее отмечалось, что в задачах, связанных с изучением систем, присутствует Наблюдатель. Давайте остановимся на этом факте поподробнее. Оказывается нужен некий Наблюдатель для того, чтобы с какой-то целью наблюдать за системой, которая представляет собой некий объект.

До сих пор, пока мы упоминали некоторые объекты, в основном предполагалось, что объект это некоторая осязаемая реальность (предмет), обладающая некоторыми свойствами и поведением. И по идее эта реальность должна существовать без наличия Наблюдателя. А для чего тогда Наблюдатель? Ответ простой! Наблюдатель может «увидеть» то, что невидимо. С его точки зрения объектом может быть не только осязаемый и видимый предмет, но и нечто воспринимаемое мышлением – понятие, или нечто – на что направлена мысль или действие.

Отметим следующее, Наблюдатель стоит как бы над системой, он творит ее «образ». Анализируя реальный мир, реальную ситуацию (в примере «черного ящика», анализируя его входы и выходы) Наблюдатель создает «модель» объекта, т.е. то, что соответствует по его представлениям наблюдаемому объекту.

Таким образом, Наблюдатель является активным участником познания объекта, а сам объект – пассивным.

Поскольку при системном анализе Наблюдатель не только наблюдает, но и исследует, и анализирует, и проектирует, и управляет, то в дальнейшем, чтобы не «зацикливаться» на его наблюдательных функциях, будем называть его просто – Субъект. И запомним главное:

Субъект – активный участник системно-аналитической деятельности.

Учитывая, что большинство вышеперечисленных задач, решаемых субъектом, относятся к числу творческих, будем в дальнейшем под субъектом понимать все-таки человека или группу людей, индивида.

Индивид – человек, коллектив или организация, которые имеют некоторую цель, ставят и решают задачу.

Отсюда можно дать еще одно определение субъекта:

Субъект – целеустремленный индивид.

Правда, во многих работах по системам управления под субъектом понимают как человека, так и некоторую управляющую систему или механизм. Но мы в дальнейшем под субъектом будем подразумевать индивида. Отсюда возникает необходимость учета личностных свойств человека, оказывающих влияние на процесс решения проблем.

Под личностными свойствами человека будем понимать:

потребности; эмоции; волю; способности.

Потребности.

Потребность – это нужда, недостаток, спрос или желание, ощущаемое индивидом.

Потребности человека имеют широкий диапазон и видоизменяются от простейших (физиологического или «животного» уровня: жажда, голод, секс, стремление к доминированию, власти) до сложных, связанных с процессами познания, духовным ростом человека. Именно потребности человека объясняют мотивацию его решений и действий.

Если попытаться провести классификацию потребностей, то их можно разбить на два основных класса:

- личностные, характеризующие потребности конкретного индивида;

- общественные, характеризующие потребности группы людей.

Причем, провести четкую границу между ними достаточно сложно. Кроме того, можно провести классификацию по степени осознанности:

- неосознанные, явно не осознаваемые человеком, влияющие на его бессознательное поведение;

- осознанные, явно фиксируемые в сознании человека потребности. Охватывая различные стороны жизни человека, осознанные потребности в значительной степени обуславливают его целенаправленную деятельность. Осознав свои потребности, человек может ставить цели по их удовлетворению и осуществляет поиск средств их достижения.

Поскольку нельзя удовлетворить сразу все потребности, то часто бессознательно человеком выделяется подмножество потребностей, которые наиболее значимо влияют на него. Такое подмножество потребностей определяют интерес субъекта к объектам внешнего мира. И именно интерес определяет для субъекта ценность тех или иных объектов.

Ценность некоторого объекта для субъекта влияет на выбор целей своей деятельности и принятие решений.

Поскольку одна из основных задач системного анализа – определение конечных целей, то, как можно системно их выбрать без учета потребностей индивидов, заинтересованных в них?

Эмоции. При внимательном рассмотрении процесса принятия решения можно отметить, что не только потребности человека влияют на принятие решений, но и его эмоции. Разве вам не приходилось принимать46какие-то решения не под влиянием холодного рассудка, а под влиянием эмоционального порыва? Конечно, для системного аналитика эмоциональное решение мало характерно, но, эмоции могут быть причиной неосознанных потребностей и косвенно влиять на решение проблем.

Воля – активность, обусловленная потребностью в преодолении преграды.

Здесь отметим двойственность использования механизма воли для решения проблем. С одной стороны, это положительный фактор для решения проблемы, поскольку активный подход к ней, позволяет преодолеть многочисленные трудности решения. С другой стороны, чрезмерный волевой подход может привести к усилению тенденций сокращения путей поиска решения, минимизации набора альтернатив.

Способности. Среди способностей человека отметим, в первую очередь, такие, как творческое мышление и логическое суждение, т.е. те способности, которые позволяют ориентироваться в незнакомых условиях и находить решения слабо формализованных задач.

В своей ставшей классической книге по системному анализу А.Холл отмечает следующие важные способности системного аналитика:

1.Четкое логическое суждение, объективная оценка проблемной ситуации.

2. Творческий подход ко всем задачам.

3. Легкие личностные коммуникации, умение поддерживать дружеские человеческие отношения.

4. Уменье выражать свои мысли и убеждать.