1.10. Субъект и объект
Если первоначально системный анализ рассматривался как методология решения проблем основанная на нормативном подходе, то в последнее время, в системный анализ все больше вносятся и элементы дескриптивного подхода.
Нормативный подход – основан на концепциях математического выбора рациональных решений. Нормативные модели системного анализа позволяют не только рассчитать варианты структуры и поведения системы, но и задав некоторые критерии оценки вариантов, выбрать наилучший из них. Вместе с тем, нормативные модели, в общем, не адекватны процессу принятия решений, поскольку наиболее сложные и неформальные этапы системного анализа такие как: определение проблемы, выявление целей, анализ ограничений, выработка альтернатив, в них не затрагиваются.
Дескриптивный подход – основан на концепциях мотивированного выбора решений и использует психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение субъекта. Дескриптивные модели не включают явно сформулированного критерия оценки вариантов, а позволяют лишь описывать и анализировать систему.
Поэтому необходимыми составляющими системного анализа являются методы, учитывающие мотивацию принимаемых решений, что невозможно без анализа роли человека, с у б ъ е к т а в системе..
Субъект как элемент системы.
Ранее отмечалось, что в задачах, связанных с изучением систем, присутствует Наблюдатель. Давайте остановимся на этом факте поподробнее. Оказывается нужен некий Наблюдатель для того, чтобы с какой-то целью наблюдать за системой, которая представляет собой некий объект.
До сих пор, пока мы упоминали некоторые объекты, в основном предполагалось, что объект это некоторая осязаемая реальность (предмет), обладающая некоторыми свойствами и поведением. И по идее эта реальность должна существовать без наличия Наблюдателя. А для чего тогда Наблюдатель? Ответ простой! Наблюдатель может «увидеть» то, что невидимо. С его точки зрения объектом может быть не только осязаемый и видимый предмет, но и нечто воспринимаемое мышлением – понятие, или нечто – на что направлена мысль или действие.
Отметим следующее, Наблюдатель стоит как бы над системой, он творит ее «образ». Анализируя реальный мир, реальную ситуацию (в примере «черного ящика», анализируя его входы и выходы) Наблюдатель создает «модель» объекта, т.е. то, что соответствует по его представлениям наблюдаемому объекту.
Таким образом, Наблюдатель является активным участником познания объекта, а сам объект – пассивным.
Поскольку при системном анализе Наблюдатель не только наблюдает, но и исследует, и анализирует, и проектирует, и управляет, то в дальнейшем, чтобы не «зацикливаться» на его наблюдательных функциях, будем называть его просто – Субъект. И запомним главное:
๏ Субъект – активный участник системно-аналитической деятельности.
Учитывая, что большинство вышеперечисленных задач, решаемых субъектом, относятся к числу творческих, будем в дальнейшем под субъектом понимать все-таки человека или группу людей, индивида.
๏ Индивид – человек, коллектив или организация, которые имеют некоторую цель, ставят и решают задачу.
Отсюда можно дать еще одно определение субъекта:
๏ Субъект – целеустремленный индивид.
Правда, во многих работах по системам управления под субъектом понимают как человека, так и некоторую управляющую систему или механизм. Но мы в дальнейшем под субъектом будем подразумевать индивида. Отсюда возникает необходимость учета личностных свойств человека, оказывающих влияние на процесс решения проблем.
Под личностными свойствами человека будем понимать:
потребности; эмоции; волю; способности.
Потребности.
๏ Потребность – это нужда, недостаток, спрос или желание, ощущаемое индивидом.
Потребности человека имеют широкий диапазон и видоизменяются от простейших (физиологического или «животного» уровня: жажда, голод, секс, стремление к доминированию, власти) до сложных, связанных с процессами познания, духовным ростом человека. Именно потребности человека объясняют мотивацию его решений и действий.
Если попытаться провести классификацию потребностей, то их можно разбить на два основных класса:
- личностные, характеризующие потребности конкретного индивида;
- общественные, характеризующие потребности группы людей.
Причем, провести четкую границу между ними достаточно сложно. Кроме того, можно провести классификацию по степени осознанности:
- неосознанные, явно не осознаваемые человеком, влияющие на его бессознательное поведение;
- осознанные, явно фиксируемые в сознании человека потребности. Охватывая различные стороны жизни человека, осознанные потребности в значительной степени обуславливают его целенаправленную деятельность. Осознав свои потребности, человек может ставить цели по их удовлетворению и осуществляет поиск средств их достижения.
Поскольку нельзя удовлетворить сразу все потребности, то часто бессознательно человеком выделяется подмножество потребностей, которые наиболее значимо влияют на него. Такое подмножество потребностей определяют интерес субъекта к объектам внешнего мира. И именно интерес определяет для субъекта ценность тех или иных объектов.
Ценность некоторого объекта для субъекта влияет на выбор целей своей деятельности и принятие решений.
Поскольку одна из основных задач системного анализа – определение конечных целей, то, как можно системно их выбрать без учета потребностей индивидов, заинтересованных в них?
Эмоции. При внимательном рассмотрении процесса принятия решения можно отметить, что не только потребности человека влияют на принятие решений, но и его эмоции. Разве вам не приходилось принимать
Воля – активность, обусловленная потребностью в преодолении преграды.
Здесь отметим двойственность использования механизма воли для решения проблем. С одной стороны, это положительный фактор для решения проблемы, поскольку активный подход к ней, позволяет преодолеть многочисленные трудности решения. С другой стороны, чрезмерный волевой подход может привести к усилению тенденций сокращения путей поиска решения, минимизации набора альтернатив.
Способности. Среди способностей человека отметим, в первую очередь, такие, как творческое мышление и логическое суждение, т.е. те способности, которые позволяют ориентироваться в незнакомых условиях и находить решения слабо формализованных задач.
В своей ставшей классической книге по системному анализу А.Холл отмечает следующие важные способности системного аналитика:
1.Четкое логическое суждение, объективная оценка проблемной ситуации.
2. Творческий подход ко всем задачам.
3. Легкие личностные коммуникации, умение поддерживать дружеские человеческие отношения.
4. Уменье выражать свои мысли и убеждать.
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования