2.2. Понятие иерархии
Как уже ранее отмечалось, понятие иерархия обозначает определенный порядок, соподчиненность. Поэтому это понятие было распространено на согласованный порядок элементов в структуре системы.
Введение иерархии в структуру позволяет облегчить исследование сложных систем. Применительно к системам иерархия проявляется в следующем:
Система всегда составлена из других систем.
Для любой системы всегда может быть найдена другая система, ее охватывающая.
Из этих двух систем система, включающая в себя другую, называется системой высшего уровня по отношению к системе, которую она содержит и которую называют системой низшего уровня.
Иерархия систем существует вследствие того, что системы более низкого уровня являются составными частями систем более высокого уровня.
Система низшего уровня, в свою очередь, может быть рассмотрена в качестве системы высшего уровня для систем, которые включены в нее.
В настоящее время широко используются три вида иерархии, позволяющих рассматривать систему с различных точек зрения:
- иерархия описания или абстрагирования системы (страты),
- иерархия процессов принятия решений (слои),
- иерархия организационного взаимодействия (эшелоны).
Страты (от лат. stratum - настил). Иерархия уровней описания системы или абстрагирования обусловлена следующим: с одной стороны, необходимо иметь достаточно детальное описание системы, а с другой стороны, это описание должно быть обозримым. Выполнить это требование можно лишь при использовании соответствующей иерархии описаний системы. При этом для описания системы на каждом уровне иерархии используется свое множество моделей системы.
Чтобы отличить этот вид иерархии от других, для нее используется термин – стратифицированное описание Различные уровни описания системы, присущие этому виду иерархии, называют с т р а т а м и. На рис.2.1. видно, что любой объект, рассматриваемый на некоторой страте, может более детально рассмотрен на нижележащей страте. Причем, если на нижних стратах рассматривается функционирование систем, то на верхних – их взаимодействие между собой.
Таким образом, обращаясь к нижним стратам получаем более детальное описание системы, а по мере продвижения вверх по стратам добиваемся большего понимания целей и назначения системы.
Рис. 2.1. Взаимодействие между стратами
Слои. Поскольку любая проблема может рассматриваться как система, то следующий вид иерархии связан с уровнями сложности процессов принятия решений. В большинстве проблем, для решения которых используется системный анализ, само решение многоэтапно и может быть представлено в виде множества последовательных решений (Рис.2.2). Такую иерархию называют иерархией слоев принимаемых решений, а саму систему принятия решений – многослойной системой.
Эшелоны. Организационные иерархии построены по следующему принципу: системы верхнего уровня являются принимающими решения (управляющими), а системы нижнего уровня управляемыми. Например, типичной организационной иерархией обладают структуры воинского подчинения или государственные структуры (так называемая «вертикаль власти»). Каждый уровень иерархии в таких системах называют эшелоном.
Из вышерассмотренных видов иерархии видно, что формирование структуры в общем случае предполагает декомпозицию системы - расчленение ее на подсистемы.
Рис. 2.2. Многослойная иерархия решений.
С другой стороны, если структурные отношения и состав элементов задан, систему можно построить, используя методы композиции – объединения отдельных элементов в некоторые группы, обладающие свойством целостности.
Методы декомпозиции и композиции часто используемый инструмент системного аналитика.
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования