1.4. Методология
В связи со сложившимися тенденциями при решении государственных задач, задач управления крупными организациями, корпорациями и предприятиями, стала актуальна задача подготовки специалистов-аналитиков, нацеленных на решение проблем самой разнообразной природы и владеющих методологией системного анализа. В этой связи, давайте уточним, что имеется в виду, когда говорится о методологии Системного анализа.
Методология Системного анализа
В важной для уяснения методологии системного анализа работе А.Холла отмечается:
๏ Методология - рабочий процесс системного анализа.
Это определение показывает важность овладение методологией для системного аналитика, но требует дальнейшего пояснения - в чем заключается этот рабочий процесс анализа. Раскрытию этого процесса посвящена вся книга А.Холла.
Постараемся в более кратком виде разобраться, что такое методология?
Просматривая работы по системному анализу выделить следующие основные подходы к определению понятия методологии:
๏ Методология – это описанная в общем виде процедура или совокупность основных принципов действий аналитика
๏ Методология - логически и процедурно организованная последовательность операций.
Такое определение методологии будем называть определением «в узком смысле».
Методологию системного анализа «в узком смысле» можно рассматривать как совокупность принципов и конкретных методов, используемых системным аналитиком. При таком понимании методологии она представляет скорее технологию (последовательность процедур) целенаправленных действий аналитика.
Однако существует и другое понятие методологии, связанное с общими подходами к научному познанию, согласно которому это – наука о методах, в частности, о методах научных действий. Это определение трактует буквально сам термин Методология (Метод + логия = знание методов). В этом случае методология определяется как:
๏ Методология - научная дисциплина, которая исследует методы, процедуры и технологии действий, а также принципы их использования в различных ситуациях.
При таком понимании методологии – методологии научного познания (будем называть ее методологией «в широком смысле»), предполагается использование исходных принципов научного исследования, определение характеристик: объекта исследования, совокупности принципов, методов и процедур, применяемых при исследовании.
Использование методологии «в широком смысле» предполагает рассмотрение Системного анализа в качестве объекта исследования, что требует различать:
- совокупность действий аналитика, сам процесс подготовки и принятия решений (теоретический аспект исследования);
- результат этих действий (практический аспект).
Теоретический аспект методологии системного анализа предполагает исследование:
- общих закономерностей действий системного аналитика, направленных на решение проблем,
- методов, используемых на различных этапах системного исследования,
- принципов исследования и приемов, разработанных в рамках системного анализа.
Прикладной аспект методологии предполагает выработку совокупности рекомендаций по использованию конкретных методов и процедур при решении проблем.
Таким образом, можно отметить, что трактовка методология системного анализа «в узком смысле» соответствует прикладному аспекту методологии «в широком смысле».
Рассмотрим, какие общесистемные закономерности учитываются в методологии системного анализа. Напомним, что под закономерностью понимают часто наблюдаемое, типичное свойство, присущее объектам и процессам, которое устанавливается опытом.
Прежде всего отметим, что системный аналитик, рассматривая проблему как систему, должен проанализировать множество закономерностей, присущих именно системам:
- закономерности взаимодействия части и целого;
- закономерности развития;
- закономерности иерархической упорядоченности;
- закономерности осуществимости.
Поскольку изучение этих общесистемных закономерностей позволяет аналитику более глубоко уяснить особенности решаемой им проблемы, то рассмотрим их более подробно при изучении свойств систем.
К теоретическому аспекту методологии системного анализа относятся и принципы исследования.
๏ Принцип — это обобщенные правила познавательной деятельности, это закон явлений, найденный из наблюдений, указывающий направление научного познания.
Таким образом, выбор и обоснование принципов – необходимый этап методологии системного анализа. О полезности владения принципами говорил еще французский философ Клод Гельвеций: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых факторов».
К важнейшим принципам системного анализа следует отнести принципы: поливариантности, конечной (глобальной) цели, системности, историчности, снижения неопределенности, формализации, оптимальности, моделирования, масштаба.
Ниже дадим краткую характеристику этих принципов (более детальная их характеристика будет дана при рассмотрении соответствующих понятий):
Принцип поливариантности – предполагает выявление и анализ альтернативных путей решения проблемы, т. е. разных путей ведущих к достижению цели – решению проблемы, разных методов решения каждой задачи, анализ достоинств и недостатков каждого из них.
Принцип конечной цели – предполагает рассматривать весь процесс решения проблемы с учетом абсолютного приоритета глобальной цели. Все процедуры системного анализа должны быть направлены на выявления путей достижения глобальной цели.
Принцип системности - предполагает подход к решаемой проблеме как к сложной системе, представленной множеством подсистем и элементов, составляющих единое целое, а с другой стороны, рассматриваемой как части более крупной системы, с которой анализируемая проблема взаимодействует.
Принцип историчности – предполагает рассмотрение проблемы не в качестве застывшего неизменного монолита, сложившегося к некоторому моменту времени, а с учетом того, что проблема находятся в развитии, проходит этапы возникновения, становления, зрелости и нисходящего развития. Этот принцип предполагает внесение в рассмотрение понятия - жизненный цикл системы.
Принцип снижения неопределенности – требует, чтобы деятельность системного аналитика была направлена на уменьшения фактора неопределенности при решении проблем.
Принцип формализации – предполагает, что любая система, даже при высокой степени неопределенности, может быть представлена формальными моделями, в том числе формально-логическими, математическими, кибернетическими и др. Данный принцип нацелен на получение формальных зависимостей и выявлении количественных характеристик проблемы.
Принцип оптимальности – предполагает, что проблема должна быть не просто решена, а решена наилучшим, с точки зрения заданных критериев и предпочтений, задействованных в проблеме субъектов, образом.
Принцип моделирования – предполагает, что для решения проблемы необходимо построение обобщённой модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи проблемной ситуации.
Принцип масштаба – акцентирует внимание аналитика на выборе правильного масштаба при выделении системы из среды и выбора элементов и подсистем при создании абстрактной системы.
Вышеперечисленные принципы системного анализа частично отразились в тех методологических подходах, которые сложились в практической деятельности системных аналитиков, и которые отражают общую схему системного подхода как некую последовательность действий аналитика при исследовании проблемы:
– системно-элементный подход, предлагает начинать исследование проблемы как системы с ее элементного состава,
- системно-структурный подход, раскрывает внутреннюю организацию проблемы, ее внутренние взаимосвязи между элементами и внешней средой,
- системно-функциональный подход, требует анализировать какие функции выполняет система и образующие ее элементы;
– системно-исторический подход, предлагает ответить на вопрос, как, каким образом возникла проблема, какие этапы в своем развитии проходила, как она будет развиваться в будущем.
Следует отметить, что эти четыре подхода, четыре последовательные точки зрения на проблему, являются достаточно эффективным способом исследования сложных проблем и составляют естественную основу большинства процедур системного анализа.
С учетом вышесказанного можно дать следующее определение системного анализа:
๏ Системный анализ – методология обоснования решений в условиях существенной неопределенности, объединяющая общую схему системного подхода с аналитическим процессов принятия решений.
Таким образом, основные методологические компоненты системного анализа включают в себя определенные принципы и подходы к решению проблем, определенную последовательность действий аналитика, которую можно разбить на характерные этапы и совокупность методов, используемых на этих этапах.
Поскольку настоящая книга является учебным пособием, а не научным исследованием по системному анализу, то, в дальнейшем, будем понимать методологию системного анализа «в узком смысле», т.е. обращать внимание скорее на технологию действий системного аналитика, чем на научное обоснование тех или иных положений системного анализа.
Для более полного раскрытия сути системного анализа следует детально уяснить смысл понятий: система, структура, цель, модель, управление, проблема, критерий, ресурсы, решение.
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования