logo
ЛЕКЦИИ ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

Лекция №16

Непосредственная численная оценка альтернатив является распространенным приемом в практике получения экспертной информации. Эксперту предъявляется набор альтернатив . Если цель экспертизы- оценка их сравнительной предпочтительности, то эксперт ставит в соответствие каждой альтернативе число , характеризующее ее предпочтительность. Зная численную оценку каждой альтернативы, можно получить сравнительную оценку предпочтительности для каждой пары альтернатив, т.е. можно определить, на сколько условных единиц или во сколько раз одна альтернатива превосходит другую. Если цель экспертизы- разбиение альтернатив на класс, то для каждой пары альтернатив эксперт указывает численную оценку их сходства.

Отметим, что для численных оценок предпочтительности каждая пара альтернатив сравнима и не возникает случаев нетранзитивности: если численная оценка альтернативы выше численной оценки альтернативы , а численная оценка альтернативы выше численной оценки альтернативы , то очевидно, что численная оценка альтернативы выше численной оценки альтернативы , т.к. .

1. Метод непосредственной оценки состоит в том, что диапазон изменения какой-либо качественной переменной разбивается на несколько интервалов, каждому из которых присваивается определенная оценка (балл), например от 0 до 10. Шкала оценок м.б. не только положительной, а, например, включать в себя диапазон с интервалом оценок от –3 до +3. Задача эксперта заключается в помещении каждого из рассматриваемых объектов (факторов) в определенный оценочный интервал в соответствии с предположением эксперта об их значимости.

В некоторых случаях оказывается удобнее для выбора наиболее предпочтительного фактора (альтернативы, объекта) сначала произвести оценку, а затем их ранжировать. Пусть например, m экспертов оценили (по шкале от 0 до100) к направлений исследований с точки зрения важности их для достижения определенной цели.

Направление исследований a b c d e f g h k

Оценки 40 30 80 90 20 100 60 70 50

Ранг 7 8 3 2 9 1 5 4 6

Для того чтобы проранжировать эти оценки, приписываем каждому из направлений исследований число натурального ряда, таким образом, чтобы ранг 1 был приписан максимальной оценки, а ранг k- минимальной.