1. Уяснение проблемы
Рассмотрим ряд шагов аналитика, направленных на более глубокое уяснение проблемы.
Шаг 1: Обнаружение симптомов проблемы.
Большинство проблем возникает постепенно (хотя проблема может возникнуть в результате катастрофы, но этот случай мы обсудим позднее). Рассогласование между желаемым состоянием и существующим развивается во времени и характеризуется некоторыми симптомами возникновения проблемной ситуации.
๏ Симптом – один отдельный признак, частное проявление какого-либо явления.
Проблему не следует путать с симптомами. Борьба с одними симптомами ведет к расходованию дополнительных ресурсов.
Анализируя совокупность симптомов можно предвидеть возникновение проблемы.
Здесь мы сталкиваемся с одной интересной научной (или скорее псевдонаучной) проблемой: что первичнее яйцо или курица?
Чтобы провести идентификацию надо знать, какие характеристики, какие параметры проблемы идентифицировать, А для этого нужно иметь некую модель проблемы. Для стандартных проблем, возникающих более или менее регулярно в организационных системах (производственных, технических, корпоративных) аналитические службы могут иметь такие модели и предупреждать и управлять процессом решения проблем.
Для большинства реальных проблем таких моделей нет. Тем не менее, существует момент времени, когда субъект осознает, что его реальное состояние отличается от желаемого, т.е. осознания или появления проблемы. Мы подходим ко второму шагу уяснения проблемы.
Шаг 2. Концептуальный анализ проблемы
Прежде чем сформулировать проблему надо проанализировать ее основные черты. Приведем перечень вопросов, которые целесообразно задать аналитику самому себе (или другим стейкхолдерам), чтобы проявить проблему:
В чем заключается проблема? Что характеризует данную проблемную ситуацию? В чем недостатки сложившейся ситуации? Статична проблема или динамична? Почему необходимо менять ситуацию? Чьи интересы проблема затрагивает? Какие изменения возможны?
Ответы на поставленные вопросы помогают аналитику уяснить основные черты проблемной ситуации.
Шаг 3. Концептуальное определение проблемы.
Требуется как-то проявить проблему на понятийном уровне. Дать ей какое-то определение на вербальном (словесном) уровне, оговорить ее границы.
Шаг 4. Анализ развития проблемной ситуации (ретроспективный и перспективный).
Шаг 5. Анализ возможного вмешательства в проблемную ситуацию.
Следует иметь в виду, что последовательность шагов уяснения проблемы, хотя и упорядочена по номерам, тем не менее, в процессе уяснения проблемы возможны пропуски шагов, циклические возвраты на уже пройденные шаги с целью более глубокого уяснения проблемы.
Задача аналитика на этом этапе исследования получить текущую картину проблемной ситуации без поиска путей ее решения. Как отмечает С.Оптнер «специалист по системному анализу сделает весьма тяжелую ошибку, если при формулировании проблемы он будет предлагать решение или устанавливать причины».
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования