4.2. Определение целей
Когда мы говорим о системном анализе, цель определяется возникшей проблемой. И поскольку в сложных ситуациях проблема плохо определена, то и цели являются плохо определимыми, Поэтому необходимый этап системной методологии - определение целей.
Прежде всего, необходимо выделить главную, генеральную цель, которая решает проблему.
Эта цель должна быть сформулирована на бумаге в виде декларации, т.е. в самом общем виде – можно даже в виде лозунга: «Достать к утру скатерть-самобранку!».
Когда мы говорим – «сформулирована на бумаге» имеется в виду не только бумага, но и компьютер. Другими словами, сформулировать «на бумаге» означает перевод мысленного образа в словесный, как-то зафиксированный и доступный для ознакомления как самому себе, так и другим стейкхолдерам. Вообще для системного аналитика это должно быть правилом – «Больше доверять бумаге!». (Не поймите это превратно – «верьте бумажке!»).
Твердая фиксация цели необходима для дальнейшей работы аналитика. Это первый шаг к достижению цели. Чтобы достигнуть цели надо пройти большой путь, в начале которого лежит поиск средств достижения целей. От декларации цели требуется перейти к целям более простым, для каждой из которых очевиден путь ее достижения.
Отметим следующие основные способы задания целей :
1.Цель может быть задана посредством перечня внешних требований к предполагаемому результату.
2. Цель может быть задана перечнем свойств и характеристик, которыми должен обладать результат. Свойства отличаются от требований тем, что свойства относятся к самому результату, а требования выступают как внешние условия, которым должны удовлетворять свойства.
3. Цель может быть задана в виде четко сформулированного результата, который должен быть достигнуть.
Способы задания целей от общих требований до задания конкретного результата обусловлены имеющейся у аналитика информацией.
Определение целей связано с вопросами: «Каким требованиям должен удовлетворять результат?», «Каким свойствам должен удовлетворять результат?», «Каков должен быть результат?», «Что должно быть сделано?».
Высокая степень неопределенности на ранних этапах системного анализа приводит к тому, что большинство целей носит качественный характер. Тем не менее, составление перечня всех целей является необходимым условием для построения дерева целей.
При построении дерева целей обычно проверяется выполнение определенных свойств локальных целей, к которым относятся:
Сопоставимость – на каждом уровне системы должны располагаться цели, сопоставимые по масштабу и значимости;
Соподчиненность – цели нижнего уровня должны быть подчинены целям более высокого уровня, представлять собой их элементы, обеспечивать их достижение;
Полнота – система целей должна включать всю совокупность целей, вытекающих из соответствующей главной цели вышестоящего уровня;
Взаимоувязанность – в системе целей не могут присутствовать изолированные, т.е. цели, не связанные ни с какими другими целями;
Реальность – цели должны быть достижимы с точки зрения реальных возможностей и ресурсов.
Для того чтобы перейти от целей к средствам их достижения необходимо детально уяснить характер взаимосвязей между целями. Можно отметить три вида взаимодействий между целями одного уровня :
Взаимодополнение целей. Цель А может быть достигнута только в случае достижения цели В и наоборот.
Безразличие целей. Цель А достигается независимо от цели В.
Конкурентность целей. Ограниченное количество ресурсов и может быть направлено на достижение либо цели А, либо цели В.
Классификация целей. Некоторую помощь при построении дереве целей может оказать рассмотрение возможной классификации целей.
В зависимости от типа рассматриваемой проблемы можно выделять такие цели как:
- Технические. К ним можно отнести цели: надежность, безопасность, пригодность, адаптируемость и др.
- Технико-экономические. Например, прибыльность, энергоемкость, производительность, мощность, окупаемость и др.
- Социальные. Например, жизненный уровень, государственная поддержка, отношения в коллективе.
- Психологические. Например, индивидуальное поведение, отношение к порученному делу, порядочность, способности к самостоятельной работе и др.
- а также эстетические, эстетические, правовые, политические, экологические цели.
В зависимости от текущей проблемы обычно выбирают два-три вида целей, забывая при этом такие цели как: социальные, политические, эстетические, этические. Поэтому аналитик должен тщательно проанализировать, какие виды целей важны для решения проблемы.
Формулировка целей. Выбранная формулировка целей должна выделять главное и облегчать аналитику ориентацию в решаемой проблеме. Но на начальном этапе определения целей не стоит уделять слишком много времени оттачиванию формулировки цели. Сам процесс решения проблемы циклический и циклическая процедура построения дерева целей, поэтому в процессе работы будут происходить неоднократные возвращения к формулировкам целей и их уточнение.
Обратим внимание на правила, облегчающие создание формулировок целей :
формулировка начинается с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия;
конкретизирует требуемый конечный результат;
конкретизирует заданный срок достижения цели;
дает количественную оценку требуемого результата, необходимую для подтверждения факта достижения цели;
оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали – «почему» и «как» это должно быть сделано.
понятна всем, кто будет работать для ее достижения;
зафиксирована письменно.
Далее в вышеназванной работе оговаривается, что цель должна быть реальна и достижима. Но для системного аналитика на начальных этапах определения целей этот вопрос далеко не очевиден. И сам процесс системного анализа направлен на его решение.
Лекция №7
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования