logo
ЛЕКЦИИ ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

3.1. Понятие проблемы

Как уже отмечалось ранее в центре понятия Системного анализа лежит понятие – проблема. Что такое проблема? И что значит решить проблему?

Итак, при рассмотрении роли субъекта в задачах системного анализа было отмечено, что у субъекта всегда присутствует некий набор потребностей, определяющих его поведение. При этом масштаб потребностей может быть самым различным: от глотка воды до полетов в космос или управления государством. Хочется пить, а воды нет. Возникает проблема. Правда, не очень крупного масштаба (если человек не погибает в безводной местности от отсутствия воды), а на уровне – «Не дай себе засохнуть!».

Что характерным является для этого случая? Сложилась ситуация (в данном случае - проблемная ситуация), которая определяется двумя параметрами: потребностью и возможностью ее удовлетворить. Если мы найдем путь удовлетворения текущей потребности, то и разрешим проблему.

Проблема –это субъективное отрицательное отношение субъекта к реальности,

или в более общей трактовке:

Проблема - это разность между необходимым и существующим.

Для того чтобы снять проблему – решить ее, следует найти средство для удаления этой разности между необходимым и существующим. Для отыскания этого средства как раз и используется системный анализ, который можно рассматривать в качестве инструмента проектирования средства решающего проблему. В этом смысле, верно определение системы с точки зрения системного анализа :

Система – это то, что решает проблему.

В этом случае, вернемся к модели «черного ящика», который имеет в качестве входного воздействия – реальное или существующее, в качестве выходного сигнала – желаемое, а сам «черный ящик» и представляет собой ту систему, определив которую можно решить проблему.

Проблема всегда связана с определенными условиями, определенными состояниями системы и среды, которые обобщенно называют ситуацией. Совокупность проблемы и ситуации называют проблемная ситуация.

Проблемная ситуация - это некоторое реальное стечение обстоятельств, положение вещей, которое определяет проблему.

Отметим два аспекта проблемной ситуации, с одной стороны, это наличие реальных объективных обстоятельств, с другой стороны, наличие субъекта, который чем-то недоволен, т.е. наличие субъективных обстоятельств. Этот факт влияет на способы решения проблем.

Один путь – изменить объективные обстоятельства, перестроив их, в соответствии с желаниями субъекта.

Другой путь – уменьшить недовольство субъекта, путем изменения его потребностей и интересов.

Таким образом, проанализировав проблему, проведя ее диагностику, можно определить - какой путь избрать для снятия различие между существующим и желаемым состояниями. Но, выбрать путь еще не значит решить проблему. Решить проблему это значит сформировать те действия, которые обеспечивают переход из одного состояния в другое.

Хорошо известно правило: «Правильно сформулировать проблему – значит наполовину ее решить!». Для того чтобы сформулировать проблему понять, необходимо прежде всего осуществить ряд действий, пройти несколько этапов исследования по ее выявлению.

К таким этапам отнесем: