logo
ЛЕКЦИИ ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

1. Метод парных сравнении

В методе парных сравнений эксперту последовательно предъявляются пары альтернатив, в зависимости от целей экспертизы для каждой пары альтернатив предлагается указать, какая из альтернатив более предпочтительна, или указать, может ли данная пара альтернатив принадлежать данному классу.

Если предпочтения эксперта удовлетворяют свойству транзитивности и сравниваем все пары альтернатив, то получаем ранжирование.

Если относительно части пар альтернатив эксперт затрудняется указать, какая из двух альтернатив предпочтительней, то получаем лишь частичное упорядочение альтернатив.

Однако, как показывает опыт, эксперт далеко не всегда последователен в своих предпочтениях. В результате использования метода парных сравнений эксперт может указать, что альтернатива предпочтительней альтернативы , предпочтительней альтернативы и в то же время предпочтительней альтернативы или в случае разбиения альтернатив на классы эксперт может к одному классу отнести пары альтернатив и , и , но в то же время и отнести к разным классам.

Такая “непоследовательность” эксперта может объясняться различными причинами: сложностью задачи, недостаточно четкой постановкой задачи, недостаточно четкой постановкой задачи многокритериальных рассматриваемых альтернатив и т.д.

“непоследовательность” эксперта приводит к тому, что в результате парных сравнений при определении сравнительной предпочтительности альтернатив мы не получаем ранжирований и даже отношений частичного порядка – не выполнено свойство транзитивности.

По этой же причине при разбиении альтернатив на классы мы получаем лишь отношение толерантности, а не отношение эквивалентности, т.е. не получаем классификации альтернатив.