2. Закономерности развития
Жизненный цикл системы.
Система практически никогда не остается неизменной. Взаимодействие системы с окружающей средой, происходящий обмен ресурсами между системой и средой приводят к изменениям в системе. В процессе системного исследования можно выделить основные этапы изменений в системе, последовательность которых образует жизненный цикл системы.
В качестве этапов жизненного цикла рассмотрим следующие:
происхождение; развитие, рост; зрелость; регрессия, распад; «смерть».
Происхождение. Если говорить о проблемах как о системах, то данная стадия жизни системы слабо изучена, потому что с точки зрения субъектов проблема может возникнуть как «снег на голову» (что часто, фактически, и бывает у работников коммунальных и дорожных служб). С другой стороны проблема может созревать годами и до своего катастрофического проявления никем не замечаема. Или практически никем. Опытные аналитики часто видят такие проблемы, но поскольку они не ЛПР, то и не могут воздействовать на нее.
Развитие, рост. Развитие представляет собой сложный процесс качественного изменения системы. В рамках этого свойства можно выделить следующие особенности развития систем:
- пространственная характеристика развития;
- временную линию развития.
Пространственная характеристика развития отражает пространственные перемещения и пространственное развертывание системы.
Временная линия развития отражает развертывание во времени и усложнение процесса смены состояний системы.
Если развитие системы в основном носит количественный характер, происходит увеличение числа элементов, то такое развитие называют ростом системы.
Зрелость. Наиболее характерное для системы состояние. Именно, оно рассматривается неопытными аналитиками как единственное. Это период жизненного цикла системы, при котором она находится в своем наилучшем состоянии.
Регрессивные изменения. Поскольку окружающая среда тоже изменчива, то постепенно возникают рассогласования в обменах ресурсами между средой и системой. Это приводит к тому, что изменения в системе могут привести к ослаблению связей между элементами системы и ее нерациональному функционированию. В системе происходят регрессионные изменения, ухудшающие ее состояние и функционирование. Фактически на этой стадии жизненного цикла требуется снова проводить системный анализ в целях улучшения ее состояния.
Распад и «смерть». При отсутствии вмешательства в регрессионные процессы может произойти полный распад и гибель системы - прекращение ее функционирования.
Учет всех этапов жизненного цикла системы обязательное условие эффективного применения системного анализа для решения проблем. Это связано с тем, что каждый этап цикла требует ресурсов, и отбрасывание этого факта, как избыточной информации, может привести к нехватке нужных ресурсов, что в свою очередь может привести к утрате целостности, быстрой деградации системы и ее гибели.
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования