1.3. Виды системного анализа
Следует иметь в виду, что многообразие проблем, возникающих в практической деятельности человека, приводит к многообразию методов и моделей, используемых аналитиками для решения этих проблем и, в общем случае, к разным акцентам использования методологии системного анализа. Поэтому иногда говорят о некоторых разновидностях системного анализа.
Рассмотрим несколько вариантов системного анализа, в зависимости от принятых принципов классификации:
- По назначению системного анализа;
- По направленности вектора анализа;
- По способу его осуществления;
- По учету времени;
- По характеру отражения жизни системы.
По назначению можно выделить два вида системного анализа: исследовательский и прикладной.
Исследовательский системный анализ предполагает, что сама исследовательская деятельность строится на базе использования общесистемных закономерностей и принципов системного анализа. Другими словами, упор в методологии делается на применение ее теоретических аспектов.
Прикладной системный анализ нацелен на решение конкретных, возникающих в деятельности субъектов, проблем. В этом случае основные акценты методологии ставятся на использование конкретных подходов к проблеме, процедур системного анализа и применяемых на разных стадиях анализа методах.
По направленности вектора проводимого анализа можно выделить два аспекта: дескриптивный и конструктивный.
Следует сразу оговориться, что это не два вида системного анализа, а два аспекта его использования. На разных стадиях анализа требуются различные подходы к исследуемой системе. На одной стадии исследуется структура системы, ее элементный состав и существующие связи и на этом основании объясняется функционирование системы. Такой подход к системе называется описательным или дескриптивным.
На другой стадии системного анализа используется другой подход к проблеме конструктивный, который в некотором смысле носит обратный характер по отношению к дескриптивному. В этом случае, по заданной функции конструируется соответствующая ей структура.
По способу его осуществления выделяют качественный и количественный анализ.
По сути это различные уровни проведения системного анализа. В начале любого системного исследования высока степень неопределенности. Поэтому анализ строится на использовании в основном качественных моделей, в которых зависимости и характеристики носят качественный, а не количественный характер. Но мы уже говорили, что сама методология системного анализа направлена на усиление структурированности исследуемой системы. То есть, направлена на замену качественных моделей - количественными. В этом смысле, по мере проведения процедур системного анализа мы переходим на уровень количественного анализа. И этот переход не одномоментный, а постепенный и достаточно длительный.
По учету времени различают три вида анализа: ретроспективный, актуальный (ситуационный) и прогностический.
Ретроспективный анализ направлен на исследование прошлого системы или на влияние систем прошлого на процессы развития.
Актуальный анализ занимается изучением поведения систем в настоящем, текущем времени.
Прогностический анализ исследует будущие состояния и поведение систем и последствия, принимаемых в настоящее время решений.
Эти три вида анализа могут использоваться и по отдельности в зависимости от постановки задачи и вида решаемой проблемы. Но поскольку системно-исторический подход является необходимым элементом системного анализа, то, как правило, все эти виды анализа используются последовательно при полноценном системном анализе.
По характеру отражения жизни системы различают витальный и генетический анализ.
Витальный анализ предполагает анализ жизненного цикла системы, его этапов и анализ процессов развития и деградации системы.
Генетический анализ направлен на исследования истоков появления системы, механизмов наследования тех или иных свойств и характеристик системы.
Как видно, все вышеперечисленные виды анализа основаны на выделение для классификации только той или иной особенности системного анализа и по сути отражают наиболее важный аспект исследования на некотором этапе проводимого анализа.
Лекция №2
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования