logo
ЛЕКЦИИ ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

1.3. Виды системного анализа

Следует иметь в виду, что многообразие проблем, возникающих в практической деятельности человека, приводит к многообразию методов и моделей, используемых аналитиками для решения этих проблем и, в общем случае, к разным акцентам использования методологии системного анализа. Поэтому иногда говорят о некоторых разновидностях системного анализа.

Рассмотрим несколько вариантов системного анализа, в зависимости от принятых принципов классификации:

- По назначению системного анализа;

- По направленности вектора анализа;

- По способу его осуществления;

- По учету времени;

- По характеру отражения жизни системы.

По назначению можно выделить два вида системного анализа: исследовательский и прикладной.

Исследовательский системный анализ предполагает, что сама исследовательская деятельность строится на базе использования общесистемных закономерностей и принципов системного анализа. Другими словами, упор в методологии делается на применение ее теоретических аспектов.

Прикладной системный анализ нацелен на решение конкретных, возникающих в деятельности субъектов, проблем. В этом случае основные акценты методологии ставятся на использование конкретных подходов к проблеме, процедур системного анализа и применяемых на разных стадиях анализа методах.

По направленности вектора проводимого анализа можно выделить два аспекта: дескриптивный и конструктивный.

Следует сразу оговориться, что это не два вида системного анализа, а два аспекта его использования. На разных стадиях анализа требуются различные подходы к исследуемой системе. На одной стадии исследуется структура системы, ее элементный состав и существующие связи и на этом основании объясняется функционирование системы. Такой подход к системе называется описательным или дескриптивным.

На другой стадии системного анализа используется другой подход к проблеме конструктивный, который в некотором смысле носит обратный характер по отношению к дескриптивному. В этом случае, по заданной функции конструируется соответствующая ей структура.

По способу его осуществления выделяют качественный и количественный анализ.

По сути это различные уровни проведения системного анализа. В начале любого системного исследования высока степень неопределенности. Поэтому анализ строится на использовании в основном качественных моделей, в которых зависимости и характеристики носят качественный, а не количественный характер. Но мы уже говорили, что сама методология системного анализа направлена на усиление структурированности исследуемой системы. То есть, направлена на замену качественных моделей - количественными. В этом смысле, по мере проведения процедур системного анализа мы переходим на уровень количественного анализа. И этот переход не одномоментный, а постепенный и достаточно длительный.

По учету времени различают три вида анализа: ретроспективный, актуальный (ситуационный) и прогностический.

Ретроспективный анализ направлен на исследование прошлого системы или на влияние систем прошлого на процессы развития.

Актуальный анализ занимается изучением поведения систем в настоящем, текущем времени.

Прогностический анализ исследует будущие состояния и поведение систем и последствия, принимаемых в настоящее время решений.

Эти три вида анализа могут использоваться и по отдельности в зависимости от постановки задачи и вида решаемой проблемы. Но поскольку системно-исторический подход является необходимым элементом системного анализа, то, как правило, все эти виды анализа используются последовательно при полноценном системном анализе.

По характеру отражения жизни системы различают витальный и генетический анализ.

Витальный анализ предполагает анализ жизненного цикла системы, его этапов и анализ процессов развития и деградации системы.

Генетический анализ направлен на исследования истоков появления системы, механизмов наследования тех или иных свойств и характеристик системы.

Как видно, все вышеперечисленные виды анализа основаны на выделение для классификации только той или иной особенности системного анализа и по сути отражают наиболее важный аспект исследования на некотором этапе проводимого анализа.

Лекция №2