5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
Напомним, что к этапу были отнесены следующие начальные действия аналитика:
Шаг 1: Обнаружение симптомов проблемы.
Как уже отмечалось, данный шаг возможен только при условиях наличия некоторой модели ситуации, некоторой нормы параметров ситуации, нарушение которой приводит к появлению симптомов проблемы. Естественно, если модель проблемной ситуации уже существует, то шаги Концептуальный анализ проблемы и Концептуальное определение проблемы были уже осуществлены ранее.
Шаг 2. Концептуальный анализ проблемы
Ранее мы определили список вопросов аналитика характерных для данного шага исследования. Следует отметить, что данный этап системного анализа трудно формализуем и нельзя дать однозначного ответа, как провести концептуальный анализ проблемы. Во многом успех данного шага определяется опытом и творческим потенциалом аналитика. Но можно посоветовать воспользоваться опытом аналитиков прошлого. Так, философ Древнего Рима Квинтилиан утверждал, что любую сколь угодно сложную ситуацию можно полностью описать руководствуясь следующими семью вопросами: что, где, когда, кто, почему, с какой целью, при каких условиях.
Рис. 5.2. Структурная схема системного анализа
В принципе, такие вопросы позволяют внести некоторый порядок в сбор информации о проблеме, что всегда полезно в работе системного аналитика.
Шаг 3. Концептуальное определение проблемы.
На данном шаге из того массива информации, который нам уже удалось собрать, следует построить концептуальную модель проблемы, зафиксировать ее в записи на вербальном (словесном) уровне.
Проблема может быть сформулирована в самом общем виде, в виде некоторого краткого вывода о чертах проблемы.
Шаг 4. Анализ развития проблемной ситуации (ретроспективный и перспективный).
Если имеющаяся информация позволяет сделать вывод о развитии проблемы во времени, целесообразно спрогнозировать развитие проблемной ситуации по трем состоянием: допроблемная ситуация – текущая (проблемная) ситуация) – последующая ситуация, если проблему не решать.
Шаг 5. Анализ возможного вмешательства в проблемную ситуацию.
Несмотря на множество вариантов решения проблем, возможные способы вмешательства в проблему могут отнесены к одному из четырех типов:
- невмешательство – предполагает, что проблема со временем разрешится сама собой,
- частичное вмешательство – снижает остроту проблемы, но не снимает ее полностью,
- решение – наилучшее в данных условиях вмешательство,
- растворение – вмешательство, полностью снимающее проблему и не приводящее к появлению новых проблем.
Тип вмешательства предполагает различные подходы к решению проблемы и определяет выбор возможных целевых установок на этапе определения целей.
Лекция № 8
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования