logo
ЛЕКЦИИ ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

4.1. О понятии цель

Обсуждая проблему, мы видели, что она образуется в результате несовпадения реального состояния и желаемого. У субъекта возникает стремление к достижению желаемого состояния, т.е. возникает цель.

Цель – субъективный образ желаемого состояния.

Правда в этом определении существует некоторая неточность. Под данное определение подходит и мечтание. Вышеприведенная цель - цель-желание. Поскольку мы не мечтатели то давайте уточним, что такое цель:

Цель – желаемый результат деятельности субъекта, достижимый в пределах некоторого интервала времени.

В данном случае мы имеем цель-намерение, т.е. цель, к которой субъект активно стремится и на достижение которой направлена его деятельность. В этом случае его деятельность будет целенаправленной.

В обычной деятельности человека целью может быть все, что угодно: от приготовления завтрака до полетов к другим планетам. Какие бы цели мы не имели в виду, не следует забывать, что им присуща субъективность, т.е. цели обусловлены потребностями и интересами субъекта.

Выбор целей в значительной мере определяется интересами субъекта, его шкалой ценностей. В связи с этим, следует рассмотреть основные подходы к выявлению ценностей человека.

Можно отметить следующие ценности :

- экономические, психологические,- казуистические.

Экономические ценности или рыночные ценности обусловлены ценностями для человека материальных благ и возможностями обмена одних благ на другие.

Психологические ценности обусловлены множеством внутренних психологических потребностей человека. Здесь можно выделить духовные, познавательные, этические, эстетические, социальные и политические ценности.

Казуистические ценности определяются ценностями прошлых примеров удачных решений. Эти ценности ссылаются на гражданские законы, обычаи, этикет, принятые приемы работы.

Ценности субъекта определяют его предпочтения в принятии решений.