1.11. Классификация систем
Разбиение систем на классы, или классификация систем, часто необходимы аналитику для облегчения выбора методов исследования, в большей степени соответствующих тому или иному классу систем.
๏ Класс – это множество объектов, обладающих некоторыми признаками общности.
Естественно, что любая классификация является относительной, но, тем не менее, классификация важный инструмент в арсенале методов системного аналитика.
Первая, очевидная, классификация систем может быть проведена по принципу: живые – неживые.
Здесь признаком классификации является такая важная категория как жизнь. Поскольку существуют такие состояния систем, в которых трудно провести разделение между живым и неживым, то в основу классификации заложены биологические функции жизни.
Живыми называются системы, которым присущи биологические функции, такие как рождение, размножение и смерть.
К неживым относятся системы, в которых отсутствуют биологические функции.
Ранее мы уже проводили разбиение всех систем на два класса п о о б ъ е к т и в н о с т и с у щ е с т в о в а н и я: реальные (материальные) и идеальные (абстрактные или концептуальные) системы. Эти два класса систем могут быть разбиты на более мелкие подклассы.
Материальные системы. Так, среди реальных систем можно провести классификацию п о п р о и с х о ж д е н и ю, выделив класс естественных и класс искусственных систем.
Естественные системы представляют собой множество объектов природы, а искусственные системы — множество объектов, созданных при участии человека.
Естественные системы, в свою очередь, в зависимости от масштаба системы могут быть разбиты на более мелкие классы: астрокосмические, планетарные, материковые, океанические, ландшафтные и так далее, до уровня атомов и молекул и физических и химических процессов.
Искусственные системы. Искусственные системы могут быть разбиты на два основных подкласса: технические и организационные системы, которые, в свою очередь, далее можно разбить на еще более мелкие классы.
Технические системы состоят из машин и механизмов, сделанных человеком и в основе функционирования которых лежат процессы, совершаемые механизмами. Самолет, часы, компьютер, телефон, станок – примеры технических систем.
Организационные системы – это системы, в которых основные процессы совершаются при участии людей. Присутствие людей в системе приводит к тому, что организационные системы приобретают некоторые черты живого организма. Они могут «рождаться», «умирать» и даже создавать другие организационные системы.
Этот класс систем очень широк и имеет множество различных вариантов. К системам этого класса можно отнести разнообразные предприятия, корпорации, партии, общественные группы, государства и межгосударственные союзы, военные группировки. В силу большого многообразия систем этого класса часто из него выделяют подклассы:
производственные системы, транспортные системы, экономические системы, социальные системы, политические системы.
Среди этих классов, в зависимости от проблемной ситуации, выделяют: системы проектирования, системы управления, технологические системы.
В данном случае под технологической системой понимается совокупность операций (процессов) в достижении некоторых целей (решении некоторых задач).
Таким образом, организационные системы представляют для системного аналитика наибольший интерес, так наличие людей в них, столкновение их интересов, потребностей и целей и приводит к возникновению проблем, которые аналитику необходимо разрешить.
Часто организационные системы относят к классу целеустремленных или целенаправленных систем. Этими названиями подчеркивается, что основой формирования организации являются факторы целеполагания. Именно, для достижения поставленных целей, создаются людьми те или иные организационные системы.
В рамках класса целенаправленных систем выделяют следующие классификационные группы систем: программные, адаптивные, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся, предвидящие.
Выделяя в качестве основного целевого признака их н а з н а ч е н и е (т.е. для чего эти системы предназначены), можно выделить системы:
производящие, обеспечивающие, обслуживающие, управляющие.
В противовес целенаправленным системам вводят в рассмотрение каузальные системы (от лат. causa - причина), т.е. системы, возникновение которых есть результат причинно-следственных связей. Для систем этого класса характерным является то, что цель им внутренне не присуща.
Абстрактные (или идеальные) системы. Системы этого класса также могут быть разбиты на два больших подкласса: описательные (логические) и символические (математические).
Описательные системы представляют собой совокупность понятий и определений о структуре, об основных закономерностях состояний и о поведении материальных систем. В основном к этому классу систем относят вербальные или концептуальные модели предметной области исследования.
При построении систем этого класса целесообразно руководствоваться принципом, выдвинутом Паскалем в своем произведении «Искусство убеждать» :
«Заменять то, что определено, его определением».
Четкое следование этому принципу облегчает переход от описательных систем к символическим.
Можно отметить одно важное свойство абстрактных систем все они неживые, в то время как реальные системы могут быть живыми и неживыми.
Общая теория систем ввела свой взгляд на классификацию систем. В частности, все системы разбиваются на два класса: открытые системы и закрытые системы.
К открытым системам относят системы, способные обмениваться с окружающей средой ресурсами.
К замкнутым системам относят системы полностью изолированные от среды.
Естественно, что в окружающем мире трудно отыскать систему, на которую среда не оказывает никакого влияния и сама система не влияет на среду. Поэтому замкнутые системы следует рассматривать как некие модели, иногда удобные для исследования отдельных аспектов устройства систем.
Теория систем внесла еще одну интересную классификацию систем
п о о д н о р о д н о с т и элементов: гомогенные и гетерогенные системы.
Гомогенные (однородные) системы – это системы, в которых состав системы однороден, т.е все элементы системы обладают одинаковыми свойствами и, следовательно, взаимозаменяемы.
Гетерогенные системы – это системы, состоящие из разнородных, не взаимозаменяемых элементов.
Рассмотрим еще одну классификацию систем, которая в свое время вызывала бурную дискуссию – какие системы считать простыми, а какие сложными.
Классификация по с л о ж н о с т и систем.
Если мы последовательно подойдем к исследованию системы, используя общую схему системного подхода, то,
- анализируя элементный состав системы можно найти большое разнообразие элементов, что вызывает сложность их описания и учета всех их свойств – сложность состава системы;
- рассматривая взаимосвязи и структуру системы, исследователь сталкивается со структурной сложностью;
- при изучении функционирования системы, возникает проблема правильного описания ее поведения – функциональная сложность.
Таким образом, сложность системы носит многоаспектный характер и определить, когда система из простой стала сложной … сложно.
Различными исследователями систем были предложены различные критерии отделения простого от сложного.
Из множества определений сложной системы можно выделить следующее:
Сложная система – составной объект, части которого можно рассматривать как системы, части которого можно рассматривать как системы, связанные между собой заданными отношениями и объединенные в единое целое.
В качестве рабочего можно использовать следующее определение:
Сложной системой называется система, обладающая, по крайней мере, одним из нижеперечисленных признаков:
а) система допускает разбиение на подсистемы, изучение каждой из которых, с учетом влияния других подсистем в рамках поставленной задачи, имеет содержательный характер;
б) система функционирует в условиях существенной неопределенности и воздействие среды на нее обуславливает случайный характер изменения ее параметров и структуры;
в) система осуществляет целенаправленный выбор своего поведения.
Целесообразно для отнесения системы к классу сложных пользоваться таким практичным определением:
๏ Сложная система – это система, которую подробно описать нельзя.
Отсюда важный для системного аналитика вывод: Все реальные проблемы, решаемые системным аналитиком – сложные системы.
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования