4.3. Критерии
После того как цели определены и сформулированы, возникает вопрос: Сейчас мы начнем изменения всего чего можно, а как мы определим, что достигли целей? Тем более, когда цели заданы качественно. Что характерно для задач системного анализа. Нужно некое правило оценки достижения цели. Соответствующе правило, позволяющее определить близость выполнения цели, называют критерием. С помощью критериев можно определить эффективность различных способов или средств достижения цели.
В том случае, если между целью и средствами ее достижения имеется четкая однозначная связь, критерий может быть задан в виде аналитического выражения. Эта ситуация типична для «простых» систем управления, когда критерий эффективности позволяет определять управляющие воздействия, обеспечивающие достижение заданной цели управления. Поэтому в таких ситуациях понятие цели и критерия не различают и само аналитическое выражение называют целевой функцией.
Естественно, что в сложных ситуациях с высокой степенью неопределенности, когда цели носят качественный характер, и получить аналитические выражения связей целей со средствами их достижения не представляется возможным, следует отличать цели от критериев.
С этой точки зрения критерий можно рассматривать – как измеренную цель. Такой взгляд на цели выдвигает на первые роли вопросы качественных измерений и соответствующих им шкал.
Получение набора критериев, соответствующих выбранным целям, представляет собой сложную многошаговую итеративную процедуру, которую трудно формализовать. Но, тем не менее, используя методы мозгового штурма, морфологического анализа, Дельфи и др. аналитик должен определить перечень критериев, которые должны удовлетворять определенным свойствам:
- полноты - число критериев должно быть необходимым и достаточным, чтобы полностью решить проблему. Перечень критериев считают полным, если использование любых дополнительных критериев не изменяет результатов решения задачи, а отбрасывание хотя бы одного из выбранных критериев приводит к изменению результатов.
- операциональности – критерии должны иметь ясный и однозначный смысл,
- измеримости – критерии должны быть измеряемы по какой-либо (количественной или качественной) шкале,
- неизбыточности – различные критерии из определенного перечня не должны измерять одно и тоже свойство проблемы,
- минимальности – перечень критериев должен содержать как можно меньше критериев.
Сформированный набор критериев должен обеспечить оценку уровня достижения цели (или решения проблемы).
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования