4.4. Измерения и шкалы
Для сравнения альтернатив необходимо осуществлять сравнение конкретных значений критериев. Чтобы получить конкретное значение требуется провести измерение критерия.
Измерение – это действие, связанное с присвоением наблюдаемому объекту определенного обозначения: числа, балла или словесной оценки.
Множество обозначений, используемых для измерения объекта, образуют измерительную шкалу.
В зависимости от выбранного вида оценок для измерительной шкалы могут быть использованы:
- словесные оценки (эстетические, политические социальные оценки и др.),
- очки, баллы (соревнования, контроль успеваемости),
- относительные числа (части, доли, проценты),
- приближенные числа (средние, технико-экономические оценки),
- точные числа (технические характеристики, физические величины).
Использование того или иного вида оценок зависит от конкретной цели и информации, которой обладает аналитик. Для аналитика выбор вида оценок может быть основан на основе правила конструкторов :
«Настолько точно, насколько надо, настолько грубо, насколько можно».
Это связано с тем, что поскольку любое измерение требует расходов ресурсов, то следует разумно сочетать допустимую погрешность с приемлемой стоимостью измерений.
Можно заметить, что шкалу оценок можно устанавливать самым различным образом как качественно так и количественно. В настоящее время, все виды шкал принято разбивать на три типа: наименований, порядковые и количественные.
Шкала наименований – представляет просто набор имен классов, к которым могут быть отнесены элементы проблемной ситуации (например, имена людей, цвета, марки машин, географические названия и др.).
Эти шкалы иногда называют классификационными и используются с целью объединения объектов, обладающих одинаковыми свойствами в один класс (группу).
Шкалы этого типа относятся к качественным, и для них нельзя использовать понятия точка отсчета и масштаб. Используемые для обозначения классов имена это просто символы и если даже в качестве имен используются числа, то над ними нельзя осуществлять никаких математических операций.
Порядковая шкала – позволяет установить соотношения важности, порядка между объектами, показать, что один объект по какому-то сравниваемому признаку лучше другого. Данная шкала еще называется ранговой, так как позволяет распределить объекты по важности, по рангам (например, первый, второй, третий и т.д. или отличный, хороший, посредственный).
С помощью этой шкалы объекты можно сравнивать объекты, но нельзя задать меру важности, т.е. измерить насколько один объект важнее другого.
Среди количественных шкал можно выделить:
шкалу интервалов, шкалу отношений, абсолютная шкалу.
Шкала интервалов состоит из упорядоченных действительных чисел и используется для отображения величины различия между свойствами объектов (например, измерение температуры). Интервальная шкала позволяет определить насколько один объект больше другого в принятой единице измерения. Так, например, температуру тела можно измерять в градусах Цельсия, а можно и в градусах Кельвина (или Фаренгейта). Но в любой температурной шкале можно сказать насколько один объект горячее или холоднее другого.
Данная шкала имеет произвольные точки отсчета и масштаб. Поэтому сложение величин (а, следовательно, и умножение вычитание и деление) на шкале не имеет смысла, так как величина сумма будет меняться в зависимости от положения начальной точки отсчета.
Шкала отношений является частным случаем шкалы интервалом, когда начальная точка отсчета, ее нуль «естественен». На шкале отношений измеряются вес, расстояние, денежные средства, электрические величины.
В отличие от интервальной шкалы для шкал отношений допустимы все арифметические и статистические операции. Иногда эту шкалу называют пропорциональной.
Абсолютная шкала в качестве множества значений шкалы использует натуральные числа и за точку отсчета принимается нуль. Данная шкала используется при подсчете объектов.
Для более сложных измерений используются многомерные шкалы, которые могут состоять из нескольких простых шкал. Например, м/сек, км/час, литр/км и др.
В силу слабой структурированности проблемной ситуации для проведения измерений широко используются экспертные методы.
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования