Роли субъекта в системном анализе
Во многих задачах системного анализа для отдельных объектов и субъектов целесообразно выделять основную черту их поведения – их роль.
๏ Роль есть некая заранее известная схема поведения объекта или субъекта.
Используя понятие роли, целесообразно в системе рассмотреть те из них, которые являются существенными для процедур системного анализа.
Первая роль субъекта, которая нам уже известна – Аналитик. Но эта роль не единственная. Другая роль (фактически «первая скрипка») которую играет субъект в системном анализе – лицо, принимающее решение (или далее для краткости - ЛПР).
Нужно ясно себе представлять, что это две разные роли с разными сценариями действий, с различными ограничениями и, в общем случае, с различными целями. Так, для задач небольшого масштаба ЛПР может быть Заказчиком проводимого исследования, а Аналитик – Исполнителем заказа.
В связи с этим, часто бывает подмена Аналитиком исполняемых ролей. Он рассматривает себя в роли ЛПР, и со своими целями, со своими точками зрения может отбросить на ранних этапах системного анализа варианты, важные для целей ЛПР.
Но Аналитик и ЛПР, не единственные субъекты решаемой проблемы. В большинстве реальных проблемных ситуациях кроме неживых элементов системы участвуют и люди. Они могут играть как пассивную роль – т.е выступать в роли объектов исследования, но могут играть и активную роль – т.е. выступать в качестве субъектов (правда, не столь активных как Аналитик или ЛПР).
Таких субъектов (или других «непосредственных участников») решения проблемной ситуации называют стейкхолдерами (от англ. Stakeholders – держатели ставок). В любой системе, соответствующей проблемной ситуации, присутствуют материальные ресурсы: земля, ископаемые, вода, здания, сооружения и т.д. И у всех ресурсов есть владельцы: государство, предприятие, частные лица. Для решения проблемной ситуации часто требуется вмешательство в ресурсные потоки, что затрагивает интересы этих владельцев и, следовательно, они становятся активными лицами ситуации - стейкхолдерами.
Для более полного исследования проблемной ситуации методология системного анализа требует выявления всех стейкхолдеров.
С этой целью воспользуемся вопросами Европейской комиссии по грантам TEMPUS/TACIS для выявления стейкхолдеров:
- кто будет принимать решения?
- кто предлагается быть исполнителем этих решений?
- чья активная поддержка существенна для успеха проекта?
- кто имеет право быть участником проекта?
- кто может воспринять проект как угрозу?
Ответ на поставленные вопросы в значительной степени помогает выявлять субъектов, способных оказывать влияние на решение проблемы. Выявление всех стейкхолдеров проблемы – непременное условие полноценного системного анализа.
Лекция №5
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования