5.4. Этап 3 - Определение целей
Следующий этап системного анализа – на основе сформулированной проблемы и установленной проблематики определяется цель - направление, в котором надо двигаться, чтобы решить проблему.
Здесь существует один тонкий момент, который мы не подчеркнули. Если вернуться к первым двум этапам и внимательно посмотреть, почему мы их выполняли, то становится ясным, что у нас уже присутствовала цель. Она не была зафиксирована четко, но всю предыдущая работа была проделана в целях решения проблемы.
Теперь наступил момент для того, чтобы конкретизировать эту цель, сформулировать ее в виде конкретных условий, которые необходимо выполнить для решения проблемы.
Несмотря на наличие модели ситуации «как должно быть», определение целей все равно представляет собой достаточно сложную задачу из-за субъективного характера целеполагания.
Фиксация множества всех целей, вытекающих из сравнения состояний «как есть» и «как должно быть» необходима для дальнейшей работы аналитика. Это первый шаг к достижению цели. Чтобы достигнуть цели надо пройти большой путь, в начале которого лежит поиск средств достижения целей. От требований к целям или от свойств целей требуется перейти к результатам, для каждого из которых очевиден путь его достижения.
Такой переход осуществляется путем построения дерева целей.
Дерево строится методом расчленения главной цели на подцели (локальные цели), т.е. цели более низкого уровня иерархии. Затем каждая из подцелей рассматривается как цель и расчленяется на подцели более низкого уровня. Эта процедура осуществляется до тех пор, пока не будет получен полный список локальных целей, для которых известны средства их достижения.
Если все подцели и связи между ними представить графически, то получим картинку, напоминающее дерево, обращенное кроной вниз. На самом верхнем уровне («корне дерева»), расположена главная цель. А на самых нижних уровнях («ветвях и листьях») – средства достижения локальных целей (Рис. 5.3.). При этом предполагается, что достижение локальных целей приводит к достижению главной цели.
Несмотря на кажущуюся простоту, процесс построения дерева целей на практике достаточно трудоемкий и непростой и требует несколько циклов проведения построения – «сверху вниз» и «снизу вверх».
Выше был описан метод построения дерева целей сверху вниз, т. е процесс построения дерева шел от верхнего уровня – глобальной цели к локальным целям более низких уровней.
Существует и другой метод построения дерева целей. Имеется множество локальных целей и на основе их группировок, упорядочивания и учете связей между ними определяется главная цель, которую можно достичь, реализуя локальные цели. Это метод построения дерева целей снизу вверх.
Рис. 5.3. Дерево целей
Применение подхода снизу вверх достаточно сложно и требует разработки специальных приемов по сокращению перебора вариантов группировки локальных целей в цели вышестоящего уровня. Но для сложных проблем целесообразно использовать попеременно оба подхода для построения более полного дерева целей, т.е. дерева целей, учитывающего более детально множество путей достижения главной цели.
Для построения дерева целей рекомендуется привлекать группы экспертов и использовать такие методы как генерация идей, мозговой штурм, написание сценариев и др.
Несмотря на то, что дерево целей формируется на эвристической основе, при реализации этого метода можно выделить две стадии:
1 – построение первоначального варианта дерева целей,
2 – определение коэффициентов относительной важности его отдельных элементов и формирование окончательного варианта дерева целей.
На первой стадии предусматриваются осуществление выбора:
- принципа построения дерева целей,
- принципа детализации элементов на каждом уровне,
- глубины детализации,
- взаимосвязей между элементами деревам целей.
Можно выделить два принципа, используемых при построении дерева целей:
- целевой, в соответствии с которым на всех уровнях дерева целей используются элементы одного и того же типа, но сформулированные с различной степенью детализации. Например: Главная цель – подцели первого уровня – подцели второго уровня и т.д.
- последовательной декомпозиции проблемы по схеме: проблема – цель – мероприятия по достижению целей – отдельные задачи – потребные ресурсы.
Оба принципа не противоречат друг другу и могут применяться совместно.
Число уровней дерева зависит от числа элементов, полученных на отдельных уровнях. Если какая-нибудь цель более высокого уровня детализируется более чем на 8-10 элементов, рекомендуется между этими уровнями ввести промежуточный уровень, объединяющий подцели более низкого уровня в меньшее количество подцелей.
После того как цели сформулированы, появляется возможность выбора связанных с ними критериев.
Выбор критериев также представляет собой один из наиболее сложных вопросов системного анализа. Каждая цель является многомерной и требует введения нескольких критериев. Поэтому в общем случае задачи системного анализа многокритериальны.
Лекция №9
- Лекции по системному анализу Павленко а.И.
- Часть I. Основы методологии системного анализа
- 1.1. Системный анализ
- 1.2. Системный анализ и другие междисциплинарные научные подходы
- 1.3. Виды системного анализа
- 1.4. Методология
- Определение системы
- 1.6. Элементы
- 1.7. Взаимосвязи и отношения
- 1.8. Окружающая среда
- 1.9. Свойства систем
- 1. Закономерности взаимодействия части и целого
- 2. Закономерности развития
- 3. Закономерности иерархической упорядоченности
- 4. Закономерности вариативного существования
- 1.10. Субъект и объект
- Система как объект исследования
- Роли субъекта в системном анализе
- 1.11. Классификация систем
- 2. Структуры и функции
- 2.1. Понятие структуры
- 2.2. Понятие иерархии
- 2.3. Функции
- 3.Проблемы и решения
- 3.1. Понятие проблемы
- Уяснение проблемы
- Структурирование проблемы
- 1. Уяснение проблемы
- 2. Структурирование проблемы
- 3. Определение целей
- 3.2. Понятие решение
- 4. Цель и критерии
- 4.1. О понятии цель
- 4.2. Определение целей
- 4.3. Критерии
- 4.4. Измерения и шкалы
- 5. Методология системного анализа
- 5.1. Системный анализ как процесс управления
- 5.2. Этап 1 - Уяснение проблемы
- Этап 2 – Структурирование проблемы
- 5.4. Этап 3 - Определение целей
- 5.5. Этап 4 - Разработка вариантов решения
- 5.6. Этап 5 - Анализ ограничений
- 5.7. Этап 6 - Анализ взаимовлияния целей, альтернатив и ресурсов
- 5.8. Этап 7 - Принятие решения
- 5.9. Этап 8 - Реализация решения
- Часть 2. Модели в системном анализе
- 6.1. О понятии модель
- 6. 2. Отношения
- Т.О., множество r-(X) – это множество всех элементов y м, с которыми фиксированный элемент X м находиться в отношении r.
- Рассмотрим четыре отношения специального вида:
- Операции над отношениями.
- В графе g( ) присутствуют только те дуги, которые отсутствуют в графе g(r).
- 6.3. Типы отношений
- Отношение толерантности
- Отношение порядка
- 6.4. Размытые (нечеткие) множества
- 6.5. Понятие нечеткого бинарного отношения
- 6.8. Трехместные и n-местные отношения
- Математические модели Системного анализа
- Взаимодействие со средой.
- При описании системы в виде конечного автомата: ,
- Часть III. 8. Методы экспертного оценивания альтернатив
- 8.1. Методы получения качественных оценок
- 1. Метод парных сравнении
- 2. Метод множественных сравнений (мс)
- 3. Ранжирование
- 4. Метод векторов предпочтений
- 5. Задача классификации
- 8. 2. Методы получения количественных оценок
- Лекция №16
- 9. Меры близости на отношениях
- Парадокс Эрроу.
- Лекция №17
- 2. Медиана Кемени
- VI.4 Показатели согласованности общественного мнения группы экспертов
- VI.4.1 Метод коэффициентов ассоциаций
- VI.4.2 Коэффициенты ранговой корреляции
- VI.4.3 Коэффициент конкордации (от англ. Согласованность)
- Эксперты дают одинаковые оценки разным альтернативам
- Многокритериальные задачи принятия решения Классификация многокритериальных задач
- Предпочтения лпр
- Наилучшие решения
- Если множество maxpB не является внешне устойчивым, то для утверждения о том, что выбор следует ограничить рамками этого множества, нет основания.
- У Слейтора все граничные точки включены в множество.
- Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- 7.2.3. Принципы компромисса
- Лекция № 21 Концептуальные проблемы при решении многокритериальных задач
- Методы решения мкз
- Строится для каждой точки
- Лпр д. Задать уступку
- Лекция 22
- Спольз-е нечетких мн-в в мкз
- Методы прогнозирования