logo search
ЛЕКЦИИ ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

4.4. Измерения и шкалы

Для сравнения альтернатив необходимо осуществлять сравнение конкретных значений критериев. Чтобы получить конкретное значение требуется провести измерение критерия.

Измерение – это действие, связанное с присвоением наблюдаемому объекту определенного обозначения: числа, балла или словесной оценки.

Множество обозначений, используемых для измерения объекта, образуют измерительную шкалу.

В зависимости от выбранного вида оценок для измерительной шкалы могут быть использованы:

- словесные оценки (эстетические, политические социальные оценки и др.),

- очки, баллы (соревнования, контроль успеваемости),

- относительные числа (части, доли, проценты),

- приближенные числа (средние, технико-экономические оценки),

- точные числа (технические характеристики, физические величины).

Использование того или иного вида оценок зависит от конкретной цели и информации, которой обладает аналитик. Для аналитика выбор вида оценок может быть основан на основе правила конструкторов :

«Настолько точно, насколько надо, настолько грубо, насколько можно».

Это связано с тем, что поскольку любое измерение требует расходов ресурсов, то следует разумно сочетать допустимую погрешность с приемлемой стоимостью измерений.

Можно заметить, что шкалу оценок можно устанавливать самым различным образом как качественно так и количественно. В настоящее время, все виды шкал принято разбивать на три типа: наименований, порядковые и количественные.

Шкала наименований – представляет просто набор имен классов, к которым могут быть отнесены элементы проблемной ситуации (например, имена людей, цвета, марки машин, географические названия и др.).

Эти шкалы иногда называют классификационными и используются с целью объединения объектов, обладающих одинаковыми свойствами в один класс (группу).

Шкалы этого типа относятся к качественным, и для них нельзя использовать понятия точка отсчета и масштаб. Используемые для обозначения классов имена это просто символы и если даже в качестве имен используются числа, то над ними нельзя осуществлять никаких математических операций.

Порядковая шкала – позволяет установить соотношения важности, порядка между объектами, показать, что один объект по какому-то сравниваемому признаку лучше другого. Данная шкала еще называется ранговой, так как позволяет распределить объекты по важности, по рангам (например, первый, второй, третий и т.д. или отличный, хороший, посредственный).

С помощью этой шкалы объекты можно сравнивать объекты, но нельзя задать меру важности, т.е. измерить насколько один объект важнее другого.

Среди количественных шкал можно выделить:

шкалу интервалов, шкалу отношений, абсолютная шкалу.

Шкала интервалов состоит из упорядоченных действительных чисел и используется для отображения величины различия между свойствами объектов (например, измерение температуры). Интервальная шкала позволяет определить насколько один объект больше другого в принятой единице измерения. Так, например, температуру тела можно измерять в градусах Цельсия, а можно и в градусах Кельвина (или Фаренгейта). Но в любой температурной шкале можно сказать насколько один объект горячее или холоднее другого.

Данная шкала имеет произвольные точки отсчета и масштаб. Поэтому сложение величин (а, следовательно, и умножение вычитание и деление) на шкале не имеет смысла, так как величина сумма будет меняться в зависимости от положения начальной точки отсчета.

Шкала отношений является частным случаем шкалы интервалом, когда начальная точка отсчета, ее нуль «естественен». На шкале отношений измеряются вес, расстояние, денежные средства, электрические величины.

В отличие от интервальной шкалы для шкал отношений допустимы все арифметические и статистические операции. Иногда эту шкалу называют пропорциональной.

Абсолютная шкала в качестве множества значений шкалы использует натуральные числа и за точку отсчета принимается нуль. Данная шкала используется при подсчете объектов.

Для более сложных измерений используются многомерные шкалы, которые могут состоять из нескольких простых шкал. Например, м/сек, км/час, литр/км и др.

В силу слабой структурированности проблемной ситуации для проведения измерений широко используются экспертные методы.