49. Критерии определения источников комплектования государственных архивов
Передача дел на хранение в государственных архив. Документы принимаются от ведомств по описям дел постоянного хранения с визой экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивного учреждения, а также по актам приема-передачи.
В государственном архиве строго следят за соблюдением сроков передачи документов от источника комплектования в госархив. Ниже приводятся сроки передачи документов от источников комплектования в государственный архив.
Источники комплектования
| Срок передачи, лет |
Федеральные органы государственной власти; Генеральная прокуратура РФ; органы государственной власти и прокуратуры республик; отраслевые академии; государственные объединения; учреждения, организации, предприятия федерального и республиканского подчинения | 15
|
Органы государственной власти и прокуратура краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; прокуратура городов и районов, государственных учреждений, организаций, предприятий краевого, областного подчинения, подчинения автономной области и окружного подчинения
| 10
|
Органы местного самоуправления; учреждения, организации, предприятия городского и районного подчинения; предприятия сельского хозяйства | 5
|
Совместные предприятия с участием государства; организации и объединения смешанных форм собственности, в уставном капитале которых имеется преобладающая доля федеральной или государственной собственности
| 10
|
Передача документов из каждого учреждения — источника комплектования в государственный архив осуществляется ежегодно или раз в 3 — 5 лет (в зависимости от объема документов фондообразователя). Комплектование государственного архива документами данного фондообразователя осуществляется в несколько этапов:
сначала на заседании ЭПК госархива утверждается опись дел постоянного хранения, которые должны быть переданы в архив (этот экземпляр описи остается в государственном архиве);
затем в ведомственный архив выезжает сотрудник государственного архива для проверки физического и санитарно-гигиенического состояния дел, оформления дел и т.д.;
наконец, на последнем этапе, в соответствии с описями поединично передаются дела на постоянное хранение. В особо ценных делах проверяется количество листов. Если количество дел в описи больше количества реально передаваемых дел, в описи делается новая итоговая запись, а ведомственный архив составляет справку о причинах отсутствия дел.
Основным документом, на основании которого производится прием документов на хранение, является акт приема-передачи документов на хранение. В акте указывается учреждение, передающее документы, и архив, в который они поступают, причина передачи (истечение сроков ведомственного хранения или ликвидация учреждения), а также реальное количество передаваемых копий, количество особо ценных дел и др. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается представителями государственного и ведомственного архивов.
Вместе с документами передаются еще два экземпляра описи (в дополнение к экземпляру, оставшемуся в архиве после утверждения описи на ЭПК государственного архива). Один экземпляр описи остается в ведомственном архиве. На трех экземплярах описи, переданных в государственный архив, делается отметка о передаче документов. Всего составляется четыре экземпляра описи.
Прием документов от источников комплектования негосударственной части Архивного фонда РФ имеет свою специфику. Как показывает опыт, сохранность документов у этих фондообразователей оставляет желать лучшего, поэтому рекомендуется принимать документы через пять лет после окончания их делопроизводства. Собственники документов могут передавать свои документы в собственность государства на хранение в учреждения Федеральной архивной службы России, государственные музеи и библиотеки. При этом передача права собственности на документы оформляется соглашением (договором) с архивным учреждением.
В случае необходимости условия хранения и использования документов могут включать ограничения права доступа и использования документов, содержащих тайну личной жизни, коммерческую тайну, являющихся объектом авторского права и др.
Документы личного происхождения также могут поступать в государственный архив по договору дарения, по завещанию, по решению суда или нотариальных органов о признании документов бесхозными, по договору купли-продажи.
На временное хранение (депонент) документы личного происхождения передаются на основании личного заявления владельца.
При приеме документов также составляется акт приема-передачи, к которому прилагается сдаточная опись.
Особо важное значение имеет договор между архивом и владельцем, поскольку на его основе документы передаются в государственную собственность. Поэтому следует детально обсудить с владельцем каждый его пункт.
В современных условиях архивисту зачастую необходимо использовать методы «активного комплектования»:
проведение бесед с фондообразователями о важности сохранения их документов;
выявление потенциальных источников комплектования в органах регистрации юридических лиц, а также на основе изучения хроники общественно-политической жизни;
сбор воспоминаний, составление хроники событий;
сбор документов, отражающих общественное мнение, участие во встречах, «круглых столах» с фондообразователями.
- Первые архивы в Древней Руси.
- Архивы русских княжеств (период феодальной раздробленности).
- Государственный (царский) архив России XVI в.
- Генеральный регламент 1720 г. И архивы.
- Архивы в России в XVIII в.
- Направления использования архивных документов в XVIII в.
- Архивы в России в первой половине XIX в.
- Направления использования архивных документов в XIX в.
- Архивы в России во второй половине XIX в. - начале хх в.
- Структура егаф в 1918 - 1921 гг.
- Декреты по архивному делу 1919 г. И их значение.
- Причины создания Государственного архива рсфср и его организационная структура.
- Усиление управленческих функций Центрархива рсфср. Положение об организации егаф рсфср (1925 г.).
- Архивы в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
- Понятие «ведомственный архив». Основные виды ведомственных архивов, их задачи и функции.
- Место и роль ведомственных архивов в формировании Государственной части Архивного фонда рф.
- Ведомственное хранение документов как проблема отечественного архивного дела.
- Архивные декреты 1918-1919 гг. Как правовая основа создания и функционирования ведомственных архивов в советском государстве.
- Правовой статус ведомственных архивов и сроки временного хранения документов учреждениями в Положении о гаф ссср 1941 г.
- Основные закономерности, тенденции и итоги развития ведомственного хранения документов в ссср в довоенный период.
- Положение о гаф ссср 1958 г.: сроки временного хранения архивных документов и проблема правового статуса ведомственных архивов.
- Основные тенденции развития ведомственного хранения документов в ссср во второй половине 1960-х - 1970-е гг.
- Проблема правового статуса ведомственных архивов и опыт ее решения в Положении о гаф ссср 1980 г.
- Ведомственные архивы в (1985-1991): проблемы функционирования в условиях демонтажа административно-командной системы.
- Использование архивных документов в 1985 – 1990-е гг.
- Правительственное постановление от 3 марта 1993 г. О задачах государственной политики рф в области ведомственного хранения документов.
- Отраслевые государственные фонды ссср и депозитарные ведомственные архивы современной России: общее и особенное; специфика создания, организационно-правового положения и функционирования.
- Современная система депозитарных ведомственных архивов (отраслевых архивных фондов) и особенности ее взаимоотношений с Росархивом.
- Понятие о классификации документов в архивах.
- Понятие и признаки классификации документов в пределах архивных фондов.
- 48. Документальный фонд страны как источник комплектования Архивного фонда Российской Федерации Комплектование Архивного фонда Российской Федерации
- 4.1.1. Определение источников комплектования
- 49. Критерии определения источников комплектования государственных архивов
- 50.Понятие, назначение и задачи экспертизы ценности документов.
- 51.Принципы экспертизы и методы оценки документов.
- 52.Три группы критериев ценности документов.
- 53.Критерии происхождения документов при экспертизе их ценности.
- 54. Критерии отбора документов с повторяющейся информацией
- 55. Состав учётных документов в архивах организаций. Их назначение
- (Основные Правила работы архивов организаций)
- 56. Этапы экспертизы ценности документов.
- 57. Задачи и функции экспертных (эк) и центральных экспертных комиссий (цэк) учреждений и экспертных комиссий в государственных архивах.
- 58. Экспертно-проверочные комиссии (эпк) органов архивного управления и некоторых центральных государственных архивов. Их задачи и функции.
- 59. Перечни документов учреждений, организаций и предприятий с указанием сроков хранения. Назначение и роль системы документов отрасли.
- 60. Проведение проверки наличия и состояния документов в архивах: цели, значение, процедура.
- 61. Перечни типовых документов с указанием сроков хранения, их назначение.
- 62.Учёт документов как составная часть по обеспечению их сохранности.
- 63.Учёт документов в ведомственных архивах.
- 64.Научно-справочный аппарат как часть информационной системы архива.
- 65.Определение, структура, состав системы нса к документам аф рф.
- 66. Преемственность учётно-справочного аппарата делопроизводства, нса ведомственных и государственных архивов.
- 67. Понятие об объекте информации, элементе информации, логической записи, информационно-поисковой системе, информационно-поисковом языке.
- 68. Основные проблемы и пути оптимизации системы нса к документам архивного фонда
- 69. Понятие об описании дел. Аналитико-синтетическая переработка первичной документной информации.
- 70.Опись; её определение, назначение, особенности и методика составления.
- 71. Назначение, виды и место каталогов в системе нса государственного архива.
- 72. Понятие о каталогизации документов.
- 73.Обзоры документов, их определение, виды, назначение и методика составления.
- 74.Путеводители, основные виды, назначение и методика составления.
- Автоматизированный нса в архиве.
- Историческая справка в системе нса архива.
- Направления использования документов.
- Архивная справка: состав информации, оформление.