Архивные декреты 1918-1919 гг. Как правовая основа создания и функционирования ведомственных архивов в советском государстве.
В течение 1917-1920 гг. были заложены политические и организационные основы организации архивного дела в нашей стране. I июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела. В нашей стране впервые публично были узаконены не только принципы и технологии организации архивного дела, но и фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством. До 1991 года да и сейчас он является основополагающим документом в организации архивного дела. В первых пунктах декрета определяется сущность коренной перестройки в .управлении этой отраслью: -
1. Все архивы правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные учреждения и хранящиеся в них дела и документы отныне образуют единый Государственный архивный фонд(ЕГАФ).
2. Заведывание государственным Архивным фондом возлагается на Главное управление архивным делом. И далее коротко (всего в декрете 12 пунктов) излагаются задачи, стоящие перед вновь созданным органом, его права, .указываются те организационные меры, которые надо принять для проведения в жизнь главных идей декрета.
В состав единого государственного Архивного фонда были включены архивные фонды не только правительственных учреждений и общественных организаций, профсоюзов, кооперативных учреждений, умерших ученых, писателей, композиторов, а также церквей, монастырей, существовавших до издания декрета об отделении церкви от государства. 22 апреля 1919г. принят Декрет о хранении и уничтожении архивных дел, который решил ряд назревших вопросов, в первую очередь в области экспертизы ценности документов:
1) Установлен срок хранения документов в учреждениях.
2) учреждениям запрещалось уничтожать какие-либо документы без санкции Главархива.
3) Создана система государственных экспертных органов: разборочно - проверочные комиссии Главархива.
В губерниях начинается работа по организации архивного дела. Принципы организации ЕГАФ и формы объединения фондов были серьезной проблемой. Было признано, что в ЕГАФ создаются комплексы фондов, связанных по содержанию своих материалов с какой-либо стороной государственной и общественной жизни страны. Комплексы образуют секции, которые состоят из отделений. Внутри отделений основываются отделы. Секция, имея отделения и отделы, является научно- организационным центром. В 1918-1919 гг. создано 8 секций:
1 – законодательства, верховного управления и внешней политики,
2-юридическая
3-военно-морская
4-народного образования
5- историко-экономическая
6-внутреннего управления и самоуправления
7-историко-революционная
8-печатных изданий официального характера.
В 1921 году была образована 9 – историко-культурная секция. 30.01.1919 г. был издан декрет СНК РСФСР о губернских архивных фондах, которым предусматривалось создание губернских архивов, разделение документов на до 1917 года и после. 29 июня 1919 года был подписан Декрет «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранившихся в музеях и библиотеках. Этим Декретом фактически вся эта категория документов признавалась общенародным достоянием и необходимость включения их в ЕГАФ. Декрет положил начало государственному вмешательству в дело охраны и использования частных архивов по истории литературы и искусства.
31 марта 1919 года был подписан Декрет «О хранении и уничтожении архивных дел». В нем говорилось, что «все оконченные дела советских учреждений, профессиональных и кооперативных союзов сохраняются в них не более пяти лет».После этого поступают в соответствующие архивные отделения в качестве исторического материала. Декрет предусматривал создание централизованной системы организации разбора и выделения к уничтожению дел. При архивных управлениях создаются проверочные комиссии, на рассмотрение которых предоставляются описи дел, намеченные к уничтожению. Декрет дает указания, какие документы могут быть уничтожены. Из этих материалов должны быть отобраны документы, требующие постоянного хранения.
Постановление ЦИК и СНК СССР «Об упорядочении архивного дела в народных комиссариатах и других центральных учреждениях СССР» (1936 г.) и его роль в формировании советской концепции ведомственного хранения в условиях упрочения административно-командной системы.
5 февраля 1936 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР
«ОБ упорядочении архивного дела в народных комиссариатах и других центральных учреждениях СССР». В этом постановлении был определен состав документов ведомственного архива; организационно-правовое положение ведомственных архивов: отдел в составе народного комиссариата.
Все наркоматы и ведомства в обязательном порядке должны были пересмотреть состав архивов, изъять документы с истекшими сроками хранения, разработать перечни дел, не подлежащие дальнейшему хранению, оснастить архивы необходимыми техническими средствами и помещениями.
В связи с принятием этого постановления между архивами наркоматов было развернуто соревнование. 28 февраля 1936 года было утверждено «Типовое положение об архиве наркомата (центрального учреждения). Этим положением были установлены организационная структура архива, его задачи, права и обязанности заведующего архивом.
В 1936 году была развернута планомерная работа по проверки ведомственных архивов. Все это дало свои положительные результаты. К 1 октября 1936 года полностью привели в порядок документы архивы секретариатов ЦИК СССР и ВЦИК, управлений делами СНКА СССР и РСФСР большинство наркоматов. В начале 1937 года некоторые наркоматы предприняли попытку улучшить состояние ведомственных архивов своих систем.
На установление контактов с ведомствами была направлена работа архивных учреждений в этот период.
ЦАУ СССР и РСФСР взято на учет 289 ведомственных архивов, согласовано 19 перечней документов со сроками хранения.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 февраля 1936 года окончательно определило статус ведомственных архивов, заложило основы современной системы организации ведомственного хранения документов.
В середине 30-х годов в поисках новых форм хранения документов некоторые учреждения стали создавать объединенные межведомственные архивы. В архивах ряда наркоматов стали сосредотачиваться дела не только структурных подразделений, атак же и организаций непосредственного подчинения.
- Первые архивы в Древней Руси.
- Архивы русских княжеств (период феодальной раздробленности).
- Государственный (царский) архив России XVI в.
- Генеральный регламент 1720 г. И архивы.
- Архивы в России в XVIII в.
- Направления использования архивных документов в XVIII в.
- Архивы в России в первой половине XIX в.
- Направления использования архивных документов в XIX в.
- Архивы в России во второй половине XIX в. - начале хх в.
- Структура егаф в 1918 - 1921 гг.
- Декреты по архивному делу 1919 г. И их значение.
- Причины создания Государственного архива рсфср и его организационная структура.
- Усиление управленческих функций Центрархива рсфср. Положение об организации егаф рсфср (1925 г.).
- Архивы в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
- Понятие «ведомственный архив». Основные виды ведомственных архивов, их задачи и функции.
- Место и роль ведомственных архивов в формировании Государственной части Архивного фонда рф.
- Ведомственное хранение документов как проблема отечественного архивного дела.
- Архивные декреты 1918-1919 гг. Как правовая основа создания и функционирования ведомственных архивов в советском государстве.
- Правовой статус ведомственных архивов и сроки временного хранения документов учреждениями в Положении о гаф ссср 1941 г.
- Основные закономерности, тенденции и итоги развития ведомственного хранения документов в ссср в довоенный период.
- Положение о гаф ссср 1958 г.: сроки временного хранения архивных документов и проблема правового статуса ведомственных архивов.
- Основные тенденции развития ведомственного хранения документов в ссср во второй половине 1960-х - 1970-е гг.
- Проблема правового статуса ведомственных архивов и опыт ее решения в Положении о гаф ссср 1980 г.
- Ведомственные архивы в (1985-1991): проблемы функционирования в условиях демонтажа административно-командной системы.
- Использование архивных документов в 1985 – 1990-е гг.
- Правительственное постановление от 3 марта 1993 г. О задачах государственной политики рф в области ведомственного хранения документов.
- Отраслевые государственные фонды ссср и депозитарные ведомственные архивы современной России: общее и особенное; специфика создания, организационно-правового положения и функционирования.
- Современная система депозитарных ведомственных архивов (отраслевых архивных фондов) и особенности ее взаимоотношений с Росархивом.
- Понятие о классификации документов в архивах.
- Понятие и признаки классификации документов в пределах архивных фондов.
- 48. Документальный фонд страны как источник комплектования Архивного фонда Российской Федерации Комплектование Архивного фонда Российской Федерации
- 4.1.1. Определение источников комплектования
- 49. Критерии определения источников комплектования государственных архивов
- 50.Понятие, назначение и задачи экспертизы ценности документов.
- 51.Принципы экспертизы и методы оценки документов.
- 52.Три группы критериев ценности документов.
- 53.Критерии происхождения документов при экспертизе их ценности.
- 54. Критерии отбора документов с повторяющейся информацией
- 55. Состав учётных документов в архивах организаций. Их назначение
- (Основные Правила работы архивов организаций)
- 56. Этапы экспертизы ценности документов.
- 57. Задачи и функции экспертных (эк) и центральных экспертных комиссий (цэк) учреждений и экспертных комиссий в государственных архивах.
- 58. Экспертно-проверочные комиссии (эпк) органов архивного управления и некоторых центральных государственных архивов. Их задачи и функции.
- 59. Перечни документов учреждений, организаций и предприятий с указанием сроков хранения. Назначение и роль системы документов отрасли.
- 60. Проведение проверки наличия и состояния документов в архивах: цели, значение, процедура.
- 61. Перечни типовых документов с указанием сроков хранения, их назначение.
- 62.Учёт документов как составная часть по обеспечению их сохранности.
- 63.Учёт документов в ведомственных архивах.
- 64.Научно-справочный аппарат как часть информационной системы архива.
- 65.Определение, структура, состав системы нса к документам аф рф.
- 66. Преемственность учётно-справочного аппарата делопроизводства, нса ведомственных и государственных архивов.
- 67. Понятие об объекте информации, элементе информации, логической записи, информационно-поисковой системе, информационно-поисковом языке.
- 68. Основные проблемы и пути оптимизации системы нса к документам архивного фонда
- 69. Понятие об описании дел. Аналитико-синтетическая переработка первичной документной информации.
- 70.Опись; её определение, назначение, особенности и методика составления.
- 71. Назначение, виды и место каталогов в системе нса государственного архива.
- 72. Понятие о каталогизации документов.
- 73.Обзоры документов, их определение, виды, назначение и методика составления.
- 74.Путеводители, основные виды, назначение и методика составления.
- Автоматизированный нса в архиве.
- Историческая справка в системе нса архива.
- Направления использования документов.
- Архивная справка: состав информации, оформление.