logo
Методичка для студентов-кураторов Лиханова

2. 2. Знакомство участников с темой, целями и задачами тренинга.

Цели и задачи тренинга зависят от темы занятия. В данном методическом пособии цели прописаны под каждой темой.

    1. Знакомство участников с правилами поведения в тренинговой группе.

Тренинг – это ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача ведущего в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем.

Правила поведения в тренинговой группе:

  1. Общение по принципу “здесь и теперь” (говорим только о том, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит в группе)

  2. Конфиденциальность всего происходящего (все происходящее во время тренинга, не разглашается и не обсуждается вне тренинга).

  3. Высказывания от своего имени («Я считаю» вместо «мы считаем»)

  4. Искренность в общении (говорить только то, что думаешь и чувствуешь).

  5. Уважение (слушаем и не перебиваем говорящего участника ).

  6. Активность

  7. Не опаздывать, отключать сотовые телефоны (во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое необходимо беречь. Опаздывающие и отвлекающиеся на телефонные звонки участники “разрежают” его).

Рекомендации ведущему: Вы объясняете участникам эти правила, даете ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.

    1. Организация тренингового пространства.

Тренер должен создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным.

    1. Роль тренера (ведущего).

Тренер (ведущий) – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель – не демонстрация своих способностей, а помощь в построении отношений общения между участниками. Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любой ситуации. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но это мешает контакту с участниками. Лучше выбрать роль организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.

    1. Какие трудности могут возникнуть при проведении тренинга и как с ними справиться?

  1. Группа вам не нравится.

Причина: возможно до тренинга вы сформировали в своей голове некий желаемый образ будущей группы. При несовпадении ожидаемого образа с реальностью возникают негативные эмоции.

Решение: не конкретизируйте заранее свои ожидания. Таким образом, вы оградите себя от разочарования.

  1. Вы волнуетесь перед группой.

Причина: не расценивайте это как слабость, волнение сопутствует любой новой деятельности.

Решение: подавленные эмоции только усиливаются, а если не бояться их проявить, это ведет к разрядке и их исчезновению. Лучше скажите группе о своем волнении. Это добавит вам искренности и убедительности.

  1. Участники разговаривают и не обращают на вас внимания.

Причина: причины могут быть различными, если это середина или конец тренинга то причиной может послужить усталость группы, также причиной может стать низкая заинтересованность группы в тренинге, отсутствие интереса.

Решение: Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.

  1. Участники требуют от вас большей активности и поддержки.

Причина: поддержка тренера необходима, но должна быть минимальной. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества.

Решение: объясните участникам, что цель тренинга – выявить и развить собственные сильные качества. Если ведущий будет помогать участникам больше необходимого, это уменьшает шансы участников добиться результата.

  1. Вы растерялись и не знаете, что делать дальше.

Решение: не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Может быть, действительно, на вашем тренинге наступит время тишины и покоя.

  1. Задуманный вами сценарий тренинга не получается.

Причина: испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов. Ценным становится соответствие поведения участников вашему проекту, то есть вы начинаете обучать их послушности, а не навыкам, соответствующим цели тренинга.

Важно!

При подготовке к тренингу учитывайте, какой реквизит понадобится для упражнений.