Д.С. Лиханова, е.Ф. Камалеева
«Шпаргалка начинающего тренера»
Методическое пособие для студентов - кураторов
Издательство
Томского политехнического университета
Томск – 2014
УДК
ББК
К
Лиханова Д.С.
«Шпаргалка начинающего тренера»: методическое пособие для студентов – кураторов / Д.С. Лиханова, Е.Ф. Камалеева –
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 44 с.
Уважаемые студенты – кураторы! Вы активные, инициативные, заинтересованы в жизни Университета и Вам небезразлична судьба первокурсников? В таком случае психологическая служба ТПУ представляет вашему вниманию методическое пособие, которое поможет Вам создать и провести высококлассные тренинги, отвечающие таким задачам как знакомство и сплочение группы, овладение навыками управления временем и стресс - менеджменту.
© Лиханова Д.С., Камалеева Е.Ф., 2014
© ФГАОУ ВО НИ ТПУ, 2014
Содержание
Что такое тренинг и зачем он нужен?
| 3-4 |
С чего начинается тренинг?
| 5-8 |
Упражнения на знакомство
| 9-12 |
Упражнения на «разогрев»
| 13-16 |
Упражнения на командообразование
| 17-27 |
Упражнения по тайм – менеджменту (управление временем)
| 28-35 |
Упражнения по стресс – менеджменту
| 36-39 |
Упражнения на завершение (обратная связь, рефлексия)
| 40-42 |
Приложение 1 (способы деления на малые группы)
| 43 |
Список использованных источников и литературы
| 44 |
Что такое тренинг и зачем он нужен?
Как у начинающего тренера у вас возникнут некоторые вопросы:
1.1. Что такое тренинг? Ответ: Тренинг – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития различных навыков и умений.
1.2. Зачем нужны тренинговые занятия студентам первого курса? Ответ: тренинговые занятия со студентами первого курса направлены на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия. Необходимы для успешной адаптации к новым условиям студенческой жизни.
1.3. С чего начать планирование тренинга? Ответ: необходимо определить цель и задачи, которые могут быть решены в ходе тренинга. (в данном методическом пособии цели прописаны в каждой теме)
1.4. Из каких частей состоит тренинг? Ответ: Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (ведущий представляется, знакомит участников с темой, целями и задачами тренинга, упражнения на знакомство, на разогрев). Время проведения: 15 минут.
2. Основная часть (упражнения, соответствующие теме, целям и задачам тренинга). Время проведения: 30-40 минут.
3. Завершение (подведение итогов работы, обратная связь). Время проведения: 15 минут.
«Шпаргалки» составлены таким образом, что позволят Вам без особого труда составить и провести тренинг по предложенным темам.
P.S. Если у Вас возникнут дополнительные вопросы по составлению и проведению тренинга, Вы можете обратиться к психологу, курирующему Ваш институт.
- Д.С. Лиханова, е.Ф. Камалеева
- Психологическая служба тпу желает Вам успехов!
- С чего начинается тренинг?
- 2.1. Как выстроить знакомство с группой?
- 2. 2. Знакомство участников с темой, целями и задачами тренинга.
- 3. Упражнения на знакомство
- 3.11. Упражнение «Карусель»
- Упражнения на «разогрев».
- 4.1. Упражнение «Повторяй за мной»
- 4.2. Игра «Баржа»
- 4.3. Упражнение "Вездеходы"
- 4.4. Упражнение «Фруктовый салат»
- 4. 5. Упражнение «Одно из двух»
- Упражнения на командообразование
- Упражнение "Передача движения по кругу"
- 5.21. Упражнение «Приседания»
- 5.22. Упражнение «Паутина»
- Упражнения по тайм – менеджменту (управление временем).
- 6.3. «Принцип Парето» (правило 80:20)
- 2. Анализ структуры расхода времени по полезности.(время проведения 5 минут)
- 3. Анализ структуры использования времени по направленности (время проведения 5 минут)
- 4. Проверка соответствия текущего состояния вашим стратегическим целям. (время проведения 5 минут)
- 6.5. Упражнение «Поглотители времени»
- 6.7. Упражнение «Пять Пальцев» (по л. Зайверту)
- Упражнения по стресс – менеджменту.
- 7.1. Упражнение «Четыре эмоции»
- 7.2. Упражнение «Учимся выявлять стресс»
- 7.3. Упражнение «Ерунда? Катастрофа?»
- 7.4. Упражнение «Рисуем чувства, связанные с учебой в вуЗе».
- Упражнения на завершение (обратная связь, рефлексия).
- Упражнение "Спасибо за приятное занятие"
- 8.4. Упражнение «Клубок»
- 8.5. Обратная связь