2. 2. Знакомство участников с темой, целями и задачами тренинга.
Цели и задачи тренинга зависят от темы занятия. В данном методическом пособии цели прописаны под каждой темой.
Знакомство участников с правилами поведения в тренинговой группе.
Тренинг – это ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача ведущего в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем.
Правила поведения в тренинговой группе:
Общение по принципу “здесь и теперь” (говорим только о том, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит в группе)
Конфиденциальность всего происходящего (все происходящее во время тренинга, не разглашается и не обсуждается вне тренинга).
Высказывания от своего имени («Я считаю» вместо «мы считаем»)
Искренность в общении (говорить только то, что думаешь и чувствуешь).
Уважение (слушаем и не перебиваем говорящего участника ).
Активность
Не опаздывать, отключать сотовые телефоны (во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое необходимо беречь. Опаздывающие и отвлекающиеся на телефонные звонки участники “разрежают” его).
Рекомендации ведущему: Вы объясняете участникам эти правила, даете ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.
Организация тренингового пространства.
Тренер должен создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным.
Роль тренера (ведущего).
Тренер (ведущий) – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель – не демонстрация своих способностей, а помощь в построении отношений общения между участниками. Самая большая ошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любой ситуации. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но это мешает контакту с участниками. Лучше выбрать роль организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а сами участники – за его результаты. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.
Какие трудности могут возникнуть при проведении тренинга и как с ними справиться?
Группа вам не нравится.
Причина: возможно до тренинга вы сформировали в своей голове некий желаемый образ будущей группы. При несовпадении ожидаемого образа с реальностью возникают негативные эмоции.
Решение: не конкретизируйте заранее свои ожидания. Таким образом, вы оградите себя от разочарования.
Вы волнуетесь перед группой.
Причина: не расценивайте это как слабость, волнение сопутствует любой новой деятельности.
Решение: подавленные эмоции только усиливаются, а если не бояться их проявить, это ведет к разрядке и их исчезновению. Лучше скажите группе о своем волнении. Это добавит вам искренности и убедительности.
Участники разговаривают и не обращают на вас внимания.
Причина: причины могут быть различными, если это середина или конец тренинга то причиной может послужить усталость группы, также причиной может стать низкая заинтересованность группы в тренинге, отсутствие интереса.
Решение: Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.
Участники требуют от вас большей активности и поддержки.
Причина: поддержка тренера необходима, но должна быть минимальной. В данном случае участники проецируют на вас свои сильные качества.
Решение: объясните участникам, что цель тренинга – выявить и развить собственные сильные качества. Если ведущий будет помогать участникам больше необходимого, это уменьшает шансы участников добиться результата.
Вы растерялись и не знаете, что делать дальше.
Решение: не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят. Может быть, действительно, на вашем тренинге наступит время тишины и покоя.
Задуманный вами сценарий тренинга не получается.
Причина: испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов. Ценным становится соответствие поведения участников вашему проекту, то есть вы начинаете обучать их послушности, а не навыкам, соответствующим цели тренинга.
Важно!
При подготовке к тренингу учитывайте, какой реквизит понадобится для упражнений.
- Д.С. Лиханова, е.Ф. Камалеева
- Психологическая служба тпу желает Вам успехов!
- С чего начинается тренинг?
- 2.1. Как выстроить знакомство с группой?
- 2. 2. Знакомство участников с темой, целями и задачами тренинга.
- 3. Упражнения на знакомство
- 3.11. Упражнение «Карусель»
- Упражнения на «разогрев».
- 4.1. Упражнение «Повторяй за мной»
- 4.2. Игра «Баржа»
- 4.3. Упражнение "Вездеходы"
- 4.4. Упражнение «Фруктовый салат»
- 4. 5. Упражнение «Одно из двух»
- Упражнения на командообразование
- Упражнение "Передача движения по кругу"
- 5.21. Упражнение «Приседания»
- 5.22. Упражнение «Паутина»
- Упражнения по тайм – менеджменту (управление временем).
- 6.3. «Принцип Парето» (правило 80:20)
- 2. Анализ структуры расхода времени по полезности.(время проведения 5 минут)
- 3. Анализ структуры использования времени по направленности (время проведения 5 минут)
- 4. Проверка соответствия текущего состояния вашим стратегическим целям. (время проведения 5 минут)
- 6.5. Упражнение «Поглотители времени»
- 6.7. Упражнение «Пять Пальцев» (по л. Зайверту)
- Упражнения по стресс – менеджменту.
- 7.1. Упражнение «Четыре эмоции»
- 7.2. Упражнение «Учимся выявлять стресс»
- 7.3. Упражнение «Ерунда? Катастрофа?»
- 7.4. Упражнение «Рисуем чувства, связанные с учебой в вуЗе».
- Упражнения на завершение (обратная связь, рефлексия).
- Упражнение "Спасибо за приятное занятие"
- 8.4. Упражнение «Клубок»
- 8.5. Обратная связь