logo search
Методичка для студентов-кураторов Лиханова

Упражнение "Передача движения по кругу"

Участники садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

Время проведения: 5- 10 минут.

    1. Упражнение "Печатная машинка"

Участникам загадывается слово или фраза (пример: я учусь в Томском Политехническом Университете). Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Реквизит: карточки с буквами.

Время проведения: 10 минут.

    1. Игра «Дигикон»

В соответствии с замыслом игры участники должны исполнять роли «узников» и «роботов».

1. Разбейте игроков на группы любой численности от 4 до 8 — размеры могут варьировать.

2. В каждой группе попросите одного добровольца сыграть робота. Предложите «роботам» представить, что они являются механическими рабами, которые обязаны повиноваться своим хозяевам. Они могут видеть, слышать, двигаться и реагировать, но не умеют говорить.

3. Сообщите остальным, что они являются «узниками», заключенными в камеры, и поместите каждую группу в угол или возле стены, отгородив ее столами и стульями, чтобы получилась «камера». Расположите «камеры» как можно дальше друг от друга. «Роботы» стоят снаружи, перед камерами своих хозяев, и ждут начала деятельности.

4. Обратите общее внимание на большой дверной ключ, который вы положите у всех на виду (это может быть любой предмет, например, ручка).

5. Ознакомьте всех со следующим сценарием. По ходу чтения он покажется сложным, но разъяснения займут всего несколько минут.

Сценарий

Вы все являетесь героями научно-фантастического рассказа. Одни — пришельцы из космоса, а другие — роботы. Земляне заключили всех пришельцев в тюрьму и заперли в камеры. Стража в любой момент может увести их на казнь. Единственная возможность для пришельцев убежать — приказать роботам принести ключ (лежит на виду), который подходит к двери каждой из камер. Но необходимо спешить, потому что неизвестно, кем окажутся пленники в других камерах — друзьями или врагами. Те, кому удастся бежать, могут либо выпустить остальных, либо убить их. Роботы могут заходить куда угодно, кроме камер. До того, как узники смогут воспользоваться услугами своих роботов, им придется создать их память и отдать последним ряд команд, которые нужно записать. К сожалению, память роботов способна удержать лишь 10 команд, каждая из которых состоит максимум из двух слов. Это единственные звуки, на которые роботы могут реагировать. Более того — команды не могут отдаваться на каком-либо известном языке; они должны состоять из бессмысленных слов: например зин —иди вперед или чат ~ иди назад. Это продиктовано тем, что в каждой камере сидят представители различных цивилизаций, у которых нет общего языка, и потому им приходится его изобретать. В каждой камере группа заключенных должна выработать свои условные команды и занести их в справочные таблицы соответствующих роботов, чтобы затем им можно было приказать пойти, взять ключ и принести его в камеру. Таким образом роботы реагируют на ряд заранее определенных команд. Эти команды, когда их усвоят, можно повторять и отдавать в любой последовательности. Однажды сформированную память роботов нельзя изменить.

Когда вы покончите с объяснениями, кратко ответьте на вопросы и убедитесь, что все понимают, что им нужно делать. Затем дайте узникам 5 минут на формирование «памяти» роботов. Каждая камера должна обсудить, какие слова будут означать команды для роботов, и записать их вместе с переводом на нормальный язык (в 2х экземплярах, 1 для узников, 1 для робота). По истечении 5 минут удалите всех роботов из комнаты. После этого объявите, что стражники сделали в тюрьме кое-какие перестановки, и немного сдвиньте мебель — например, перетащите стол на середину комнаты и скажите, что это туннель, по которому роботам придется ползти за ключом. Добавьте еще несколько препятствий, чтобы роботам пришлось, например, через что-то перелезать. После такого отдельные узники придут в полное смятение, поскольку им наверняка и в голову не приходило ввести в память роботов слова ползти или перелезать. Успокойте их и посоветуйте стараться изо всех сил. После того как пленники уяснят последовательность действий, которые необходимо выполнить их роботам, чтобы добыть ключ, пригласите роботов подойти к вам, заберите у них шпаргалки, перемешайте их и снова раздайте так, чтобы ни у одного из них не оказалось в руках первоначального варианта. Это наверняка посеет панику как в рядах как роботов, так и пленников. Вы же прокомментируйте свои действия тем, что роботы — всего лишь машины, и неважно, чьим командам они подчиняются. Объявите, что теперь роботы готовы к действию. Конец игры – когда один из роботов возьмет ключ.

Примечания: ведущему необходимо внимательно следить за соблюдениями правил игры.

Обсуждение: Как на Ваш взгляд, Ваша команда справилась с задачей? Какой вклад в общее дело внесли Вы лично? Что Вам показалось самым трудным?

Время проведения: 30 минут.

    1. Упражнение «Красная Шапочка без… »

Участникам необходимо рассказать сказу про Красную Шапочку, не произнося в рассказе букву «Л». Слова, содержащие запрещенную букву можно заменять синонимами, главное сохранить суть сказки. Группа садится в круг, первый игрок начинает рассказ и ведёт его до той минуты, когда звучит "запрещенная буква" или до первой замены. Следующий по очереди в случае ошибки предыдущего игрока начинает сказку сначала, в случае удачной замены слова, продолжает повествование до первой замены. И так далее.

Время проведения: 15- 20 минут.

    1. Упражнение «Командный узел»

Группа становится в шеренгу. Ведущий даёт команде длинную толстую верёвку. Каждому участнику группы нужно взяться за верёвку двумя руками. Задание: не отнимая от верёвки рук, команда завязывает её "командным узлом".

Время проведения: 5 – 10 минут.

    1. Упражнение «Приключения в лабиринте»

Участники разбиваются на пары (способы разделения на пары см. в конце методического пособия). Один человек из пары будет ведущим, другой ведомым. Ведомому завязывают глаза. После этого тренер организует тренинговое пространство – выстраивает полосу препятствий из стульев и столов. Инструкция: задача ведомого пройти по маршруту и не запутаться в лабиринте. Ведущий дает указания словами: влево, вправо, два шага в сторону и так далее. Ему нельзя касаться ведомого руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Затем в паре участники меняются ролями и второй участник проходит лабиринт.

Обсуждение: Доверяли ли Вы своему партнеру? Легко или сложно Вам было выполнить данное упражнение? Изменилось ли Ваше отношение к своему партнеру после выполнения упражнения?

Время выполнения: 15-20 минут.

    1. Упражнение «Проективный рисунок»

Ведущий предлагает участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести в завершение, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.

Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.

Время проведения: 15 минут.