Вопросы для подготовки к зачету
Наука, классификация наук.
Гуманитарные науки и их особенности.
Знание, познание, ощущение, восприятие, представление, воображение, рациональное познание.
Мышление, понятия (общие, единичные и т.д.), суждение, умозаключение.
Научная идея, гипотеза, закон, парадокс, теория, аксиома, методология.
Метод, наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Обобщение, абстрагирование, формализация, аксиоматический метод.
Анализ, синтез индукция, дедукция, аналогия, гипотетический метод, исторический метод.
Эмпирические, экспериментально-теоретические, теоретические и интуитивные методы научного познания.
Творчество и его мотивации (биологические, социальные, духовные и т.д.).
Воображение, психологическая инерция мышления.
Выбор направления научных исследований.
Объект (предмет) исследования (фундаментальные, прикладные и т.д.), научное направление.
Этические проблемы. Оценка эффективности темы, этапа научно-исследовательской работы.
Задачи и методы теоретического исследования.
Системность, относительность, универсальность. Что включают в себя теоретические исследования?
Структурные компоненты решения задачи.
Схемы взаимодействия объектов с внешней средой.
Математический аппарат для построения математической модели.
Принципы суперпозиции и преемственности в науке.
Эксперимент и его виды. Цель эксперимента.
Естественный, искусственный, преобразующий, констатирующий, поисковый эксперимент.
Материальный, мысленный, пассивный и активный эксперименты.
Однофакторный, многофакторный, социометрический эксперименты.
Моделирование в научно-техническом творчестве. Подобие. Виды моделей.
Классификация научно-исследовательских работ.
Оценка качества научно-исследовательских работ. Критерии эффективности.
Охрана интеллектуальной собственности. Виды и объекты интеллектуальной собственности.
Информационный поиск, накопление и обработка научно-технической информации.
Методы поиска. Источники научно-технической информации.
Организация работы в научном коллективе. Общие принципы управления коллективом.
Деловая переписка. Организация совещаний.
Формирование научного коллектива.
Психологические аспекты взаимоотношений.
Разрешение конфликтов.
Научная организация и гигиена умственного труда ученого.
Нравственная ответственность ученого.
Программное обеспечение для проведения научных исследований.
Статистический анализ данных на компьютерах.
- Методы научных исследований Методические рекомендации и контрольные задания
- 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
- Пояснительная записка
- 1. Цели и задачи дисциплины:
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3. Место дисциплины в учебном плане
- 4. Аннотация дисциплины
- 6. Контроль успеваемости
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 1.2. Логика мышления в системе наук
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля:
- Раздел 2. Методология научного исследования
- Тема 2.1. Рабочая гипотеза, объект и предмет научного исследования
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 2.2. Эмпирический и теоретический уровни научных исследований
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля:
- Раздел 3. Методика научно-исследовательской работы
- Тема 3.1. Постановка задачи исследования
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 3.2. Составление рабочего плана исследования и форма представления результатов научных исследований
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля:
- Раздел 4. Организация научного-исследования
- Тема 4.1. Группы наук. Этические проблемы научного творчества
- Методические рекомендации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 4.2. Организация научного исследования
- Методические рекомендации
- Пример обработки экспериментальных данных
- Квантили распределения Стьюдента
- Пример выявления слишком больших отклонений или грубых экспериментальных ошибок
- Решение
- Значения V(V) для различных уровней значимости
- Вопросы для самоконтроля:
- Тематика семинаров Тема: Логика мышления в системе наук (тема 1.2)
- Тема: Рабочая гипотеза, объект и предмет научного исследования. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования (тема 2.1, 2.2)
- Тема: Постановка задачи исследования (тема 3.1 и 3.2)
- Тема: Организация научного исследования (темы 4.1 и 4.2)
- Вопросы для подготовки к зачету
- Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- Задания на контрольную работу Вариант № 1
- Решить задачу
- Вариант № 2
- Решить задачу
- Вариант № 3
- Решить задачу
- Средства обеспечения освоения и материально-техническое обеспечение дисциплины
- Литература Основная:
- Дополнительная:
- 140155, Московская обл., Раменский р-н, п. Электроизолятор, д. 67