logo
Х

Уход за деревьями придорожной полосы

Цель всех мероприятий по уходу за древесно-кустарниковыми насажде­ниями — обеспечение сомкнутости растительного покрова. Эта цель достигается путем обрезки и прореживания. Напротив, придорожные деревья, образующие аллеи, требуют формирования оголенной нижней части ствола и высокого основания кроны. Это требование предъявляется прежде всего к деревьям, растущим недалеко от проезжей части дороги. Интересы эксплуатации дороги требуют соблюдения контуров "высоты в свету" 4,5 м над уровнем дорожного полотна на расстоянии 0,5 м от края проезжей части. Все, что вторгается в пределы этого про­филя, подлежит удалению.

Обрезка ветвей старых придорожных деревьев, оказавшихся вблизи полотна при расширении проезжей части дороги, часто отрицательно ска­зывается на развитии кроны. В результате обрезки и нанесения ран де­ревьям иногда формируются чересчур мощные приствольные ветви (водяные побеги), а вследствие неквалифицированной обрезки дерево может заболеть при проникновении в рану инфекции. Поскольку усло­вия роста придорожных деревьев и без того осложнены (ограниченная возможность развития корневой системы, одностороннее солнечное об­лучение, уплотненная почва, воздействие дорожной соли, повреждения корней при прокладке кабеля и т. д.), следует проявлять максимальную осторожность при обработке надземной части дерева.

Молодое дерево в составе аллеи должно иметь безупречное качество, обладать хорошо выраженной верхушкой, а высота его ствола не должна быть меньше 1,8 м. Уход за таким деревом заключается в подрезке со всех сторон нижних ветвей, что вызывает поднятие основания кроны. Обрезку ветвей производят по мере роста дерева. Резкое уменьшение кроны влечет за собой замедление роста и образование водяных по­бегов. Ветви срезают у самого ствола, не повреждая кору и располагая плоскость среза вертикально. Крупные ветви подрезают так, чтобы в первую очередь росли боковые ветви; обрубки ветвей оставлять нель­зя. Срезы диаметром свыше 3 см замазывают защитным средством.

Обработка ран, возникших на стволах старых придорожных де­ревьев в результате наездов автомобилей или строительных работ, — дело специальных служб. Эта работа требует высокой квалификации и тщательности. Гнилую и зараженную грибными болезнями древесину удаляют, здоровую подвергают пропитке, а края раны подрезают, прида­вая им форму, соответствующую направлению тока питательных ве­ществ и позволяющую краям срастаться. Часто оказываются необходи­мы и другие меры, способствующие дальнейшему росту дерева.

За состоянием деревьев на придорожных полосах ведут постоянное наблюдение. Осмотр деревьев проводят во время вегетационного пе­риода с целью проверки соответствия расположения деревьев требова­ниям безопасности движения; на основе этих данных принимаются ре­шения об осуществлении тех или иных мер для обеспечения безопасно­сти. Эти меры могут заключаться в простой обрезке ветвей, настоящем оздоровлении деревьев, неизбежной рубке или в изменениях организа­ции движения (установка защитных барьеров, предупредительных зна­ков, ограничение скорости движения).