logo search
Х

Специальные компенсирующие ландшафтные объекты

При ликвидации природных объектов в ходе работ по землеустрой­ству следует создать им замену в виде соответствующих компенсирую­щих объектов. Кроме того, работая на расчищенном ландшафте, земле­устроители должны позаботиться о создании условий для возникнове­ния новых природных биотопов. Сколь незамысловато это требование, столь сложна его реализация как с научной, так и с практической точки зрения, особенно в тех случаях, когда речь идет о таких специфических биотопах, как, например, суходольные луга или влажные биотопы. Как уже было упомянуто выше, в рамках настоящей работы можно привести лишь самые общие сведения по этой теме.

В принципе всегда следует стремиться оставлять важные природ­ные объекты нетронутыми. Любой заново созданный объект будет не­полноценной заменой утраченному, к тому же его развитие может быть сопряжено с неожиданностями.

Природные объекты, призванные сохранить или заново создать усло­вия для жизни отделочных видов (как правило, животных), могут предъ­являть различные требования по размеру, форме и структуре, а также хозяйственному использованию территории. Созданию новых биотопов всегда должны предшествовать тщательные биологические исследования.

Особый интерес представляют собой все влажные территории, т. е. находящиеся в непосредственной близости от грунтовых вод (влажные луга), периодически затопляемые (пойменные луга), а также малые и

Рис. 11. Прудовой биотоп в качестве компенсирующего объекта

большие водоемы со стоячей водой (пруды, болота). Если на влажных и пойменных лугах следует предотвратить осушение или обеспечить ре­гулярное затопление, а возможно, даже организовать подачу воды насо­сами (от ветрового двигателя), то стоячие водоемы можно с успехом создать заново.

Некоторые условия, выполнение которых необходимо для прев­ращения этих водоемов в природные биотопы, компенсируя или заме­няя утраченные, приведены в разделе 7.7. На рисунке 11 представлены важнейшие элементы искусственных прудовых биотопов. Не следует забывать, что они находятся в процессе постоянного развития и требуют непрерывного квалифицированного наблюдения и ухода.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИДОРОЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ

ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРИДОРОЖНОГО ЛАНДШАФТА

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог оказывают столь значительное воздействие на состояние окружающей среды, что стано­вится очевидной необходимость уменьшения отрицательного эффекта этого вмешательства человека в природу с использованием всех имею­щихся в распоряжении средств, в том числе и мероприятий по форми­рованию и эстетическому оформлению ландшафтов.

Повреждая или разрушая естественные элементы ландшафта, а сле­довательно, нарушая равновесие в природе, дорожное строительство отрицательно сказывается на состоянии естественного ландшафта. В ка­честве примеров подобного вмешательства в природу могут служить: расчленение лесных массивов, нарушение тока грунтовых вод, разруше­ние мест обитания и отсечение путей миграции животных, ухудшение микроклимата.

Строительство дорог отрицательно сказывается и на внешнем виде ландшафта. Оно может нарушить гармонию пейзажа, ослабить внешнюю привлекательность ландшафта.

Наконец, отрицательное влияние на ландшафт оказывает и эксплуа­тация автомобильных дорог, связанная с повышением уровня шума, выделением выхлопных газов и образованием пыли. Посыпка дорог солью приводит к загрязнению почвы и воды. Другой отрицательный фактор — гибель животных на дороге.

Автомобильные дороги должны вписываться в ландшафт таким образом, чтобы их отрицательное влияние на внешний вид и состояние природного ландшафта было сведено к минимуму. Исключить отрица­тельные воздействия вряд ли удастся полностью. За счет выбора трассы с учетом условий местности и с помощью соответствующего оформления дорога иногда может вписаться в ландшафт и, быть может, даже улуч­шить его внешний вид. Кроме того, в связи с дорожным строительством можно создать интересные и полноценные места обитания животных и растений, обеспечивая таким образом даже некоторое обогащение комплекса природных факторов. Надо признать, однако, что такие возможности предоставляются весьма редко. Повышение загрязненности окружающей среды заставляет задуматься о целесообразности постоян­ного уплотнения сети автомобильных дорог. Ведь можно в конечном счете отказаться от прокладки новых дорог, если того требуют интересы охраны природного потенциала или своеобразия и красоты ландшафта.

Новые законодательные нормы обязывают строителей дорог осу­ществлять меры по замене или восстановлению природных объектов, утраченных в результате строительных работ. При этом одно лишь стремление осуществить прокладку дороги с учетом ландшафтных условий не может рассматриваться в качестве меры по охране природы. Компенсационно-ввсстановидельные меры по охране природы осущест­вляются в дополнение к строительству, уравновешивая те отрицатель­ные эффекты, которые оказывают на живую природу сооружение и экс­плуатация автомобильных дорог. Эти меры могут включать устройство специальных сооружений для защиты окружающей территории от шума, закладку новых лесных массивов или создание новых мест обитания животных и растений. Подобные природные объекты не обязательно должны размещаться на придорожной территории.

Оказывая влияние на состояние природы и ландшафта, строитель­ство и эксплуатация автомобильных дорог, в свою очередь, испытывают на себе влияние природных условий. Оно может проявляться при реше­нии проблем, определяющих степень надежности дорожных сооружений, при укреплении .насыпей или появлении выходов воды из откосов. На безопасность дорожного движения оказывают влияние такие факторы, как снежные заносы, сильные ветры, а также наличие отвлекающих внимание объектов на окружающей территории.

Дорожное строительство, в особенности сооружение современных скоростных автомагистралей, требует больших земельных площадей. Значительная часть их приходится на склоны насыпей, придорожные полосы, ограниченные подъездными дорогами пространства и другие территории, которые могут быть озеленены. Закладка придорожных зеленых насаждений имеет большое значение при формировании ланд­шафта. Она далеко выходит за пределы обычного окаймления дороги рядами насаждений. Занятые насаждениями придорожные территории должны использоваться в интересах обеспечения безопасности дорож­ного движения, привлекательности внешнего вида и защиты биологиче­ской жизнеспособности ландшафта и, не в последнюю очередь, защиты человека. Кроме того, надлежащее размещение придорожной раститель­ности, то есть газонов, деревьев v. кустарников, обеспечивает значитель­ное сокращение затрат на уходи поддержание в порядке полотна дороги. Все древесно-кустарниковые насаждения, укоренившись на месте, посад­ки, требуют минимального ухода.

Задачи создания придорожных насаждений являются:

Все эти задачи могут быть решены в более или менее полной мере при помощи создания придорожных зеленых насаждений и выполнения других операций по формированию ландшафта. В зависимости от мест­ных условий использование тех или иных возможностей формирования ландшафта определяется различными аспектами. Работам по формиро­ванию ландшафта всегда должны предшествовать тщательная подго­товка и согласованность в ходе проектирования и строительства дороги.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАНДШАФТА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДОРОГ

При проектировании дорог следует в должной мере учитывать интере­сы охраны природы и ухода за ландшафтом, что и делается в соответ­ствии с ходом проектирования в несколько этапов. Одновременно с подготовительными работами, предшествующими строительству дороги, проводятся исследования возможных последствий прокладки дороги для окружающей среды и разрабатываются проекты, не наносящие ущер­ба природе.

Проектирование дорог и ландшафтное планирование осуществляются параллельно на четырех этапах:

  1. Предварительное проектирование трассы дороги дополняется проверкой проекта на его совместимость с условиями окружающей среды, в ходе которой учитываются и интересы охраны ландшафта. При положительном результате проверки предварительное проектирование завершается утверждением трассы дороги.

  2. Одновременно с дорогой проектируется схема организации ланд­шафта. Производятся оценка территории, а также учет всех условий и взаимосвязей, имеющих значение для формирования ландшафта. Кроме того, проект включает предложения по обустройству дороги в соот­ветствии с местными условиями, а при необходимости — и по осущест­влению компенсационно-восстановительных мер.

  3. После согласования с заинтересованными ведомствами проект обретает силу сопроводительной схемы организации ландшафта. При этом может обнаружиться необходимость корректировки проекта в связи с возражениями заинтересованных лиц или организаций или тре­бованиями общества охраны природы. Постановка вопроса о целесооб­разности осуществления проекта на этой стадии практически невоз­можна.

Стадия предварительных исследований завершается принятием ре­шения об утверждении проекта, которое имеет юридическую силу и предписывает определенный порядок строительства, осуществления мер по организации ландшафта, создания защитных сооружений и других аспектов.

4. На основании утвержденного плана разрабатывается проектная документация на строительство дороги. Применительно к сфере орга­низации ландшафта эта документация включает схемы закладки зеленых насаждений, подробные планы создания компенсирующих ландшафтных объектов или рекультивации мест добычи строительных материалов.

Даже в рамках дорожного строительства планирование ландшафта — комплексная проблема. Целью планирования является включение доро­ги в состав ландшафта при компенсации отрицательных воздействий на природу и внешний вид ландшафта. Ведомства, осуществляющие плани­рование ландшафта, должны быть наделены полномочиями, позволяю­щими им воспрепятствовать строительству дороги в интересах сохране­ния целостности природной среды и ландшафта.

ВКЛЮЧЕНИЕ ДОРОГИ В ЛАНДШАФТ

Включение строящегося участка автомобильной дороги в существующий ландшафт является целью природоохранной деятельности. Решение этой задачи подразумевает комплексный учет всех экологических, строитель­ных и эксплуатационных требований. Средства, используемые для осу­ществления этой цели, конечно, выходят за пределы применения расте­ний как материала для формирования ландшафта. Их комплекс прежде всего включает следующие мероприятия:

  1. Выбор трассы дороги.

  2. Формирование рельефа местности, т. е. обустройство склонов придорожных насыпей.

  3. Сохранение растительности.

  4. Закладка новых насаждений.

  5. Компенсационно-восстановительные работы.

В соответствии с задачей настоящей книги далее будет подробнее рассмотрен прежде всего предпоследний пункт. Тем не менее следует использовать и другие средства, направленные на решение поставлен­ной задачи.