Дополнительный материал:
Рефлексия и рефлексивная позиция.
Исследователь должен забыть о позиции обывателя. В позиции исследователя мы ведем себя иным образом — мы обязаны выполнять требования.
Рефлекция — обращение назад, принцип челвоеческого мышления, направляющий его (человека) на осмысление и осознание собственных форм деятельности и их предпосылок.
Рефлексия — это предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его сожержания и методов познания, детельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
Рефлексия направлена не на людей, которых мы изучаем, а на знание, которое об этих людях получено.
Эти определения раскрывают разные стороны изучаемого понятия. Целый ряд социологических феноменов невозможно раскрыть одним определением.
Виды рефлексии:
Элементарная — приводит к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значениях.
Научная — критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приемов, которые свойственны данной области знания.
Философская — осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления человеческой культуры в целом. Это не главная составляющая всей рефлексивной сферы, но важна, например, для изучения ценностей в социологии.
Лучшая рефлексия — о достоинствах и недостатках качественных и количественных методах. Она длится несколько десятилетий.
Элементарная помогает понять мир и связь человека с этим миром.
Исследователь, начиная свою работу с объектом, обязательно должен выходить в рефлексивную позицию для формирования непредвзятого и строго научного взгляда на проблему исследования.
Построение выборки (выборочной совокупности).
Социологи прибегают к построению выборки всякий раз, когда необходимо собрать информацию о большой совокупности людей.
Репрезентативными считаются исследования с большой совокупностью людей.
Выборку, как правило, используют в вопросах, ориентированных на «жесткие» статистические методы, когда опрашиваются большие контингенты людей.
Выборка — подмножество заданной совокупности, позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом.
Выборки строятся исходя из следующих соображений:
Практические соображения (экономит силы средства и время исследователей)
Выборочная процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода (от частного к обобщению).
Процедура выборки реализует фундаментальный (обязательный) принцип рандомизации (random), т.е случайного отбора.
Целевой отбор.
Иногда социологи вынуждены применять неоснованные на вероятностях выборки. Отбор в этом случае базируется не на принципе рандомизации, а на следовании тем или иным субъективным критериям — доступности, типичности, равного представительства и т. п. Но субъективность только по признаку соответствия исследованию. Мноиге из субъективных критериев при систематическом исплльзовании позволяют добиться достаточно высокого качества социологических данных. Часто такой отбор называют целевым, т. к. он в большой степени определяется целями исследования.
Нередко в конкретной исследовательской ситуации может оказаться, что осуществление случайной выборки невыполнимое или экономически неэффективное мероприятие. В ряде случаев использование вероятностного отбора лишено всякого смысла, если речь идет об исследовании уникальных событий, групп или ситуаций.
Основной недостаток неслучайных процедур отбора связан с тем, что не существует строгих статистических методов, позволяющих обобщить результаты, полученные в целевых выборках. Оценка точности и валидности этих результатов остается делом субъективного суждения, опыта, теоретических предпочтений.
Самый распространенный тип, не основанный на вероятностной выборки — это выборка доступных случаев. В социологии к этой выборке приходится обращаться при изучении тех специальных популяций, которые не поддаются локализации (которые диффузно в обществе представлены). Речь идет, прежде всего, об относительно малочисленных группах, находящихся вне сферы институционального контроля. Для таких групп невозможно найти какую-то основу выборки — они нигде не зафиксированы. «Просеявание» большой случайной выборки практически нереально, тк малорезультативно.Поэтому социологам иногда приходится отбирать членов экзотической популяции в местах их естественного обитания (как орнитологи).
Некоторая статистическая «небезупречность» получаемых таким образом результатов при должной методической культуре иследователя иногда окупается и мы узнаем нечно принципиально новое об относительно закрытых областях человеческого поведения.
Значительно реже социологи используют две другие разновидности целевого отбора — отбор криических случаев (случай клинической смерти) и отбор типичных случаев (изучение гениальных людей). В обоих случаях исследователь полагается на какие-то теоретические представления или предыдущий опыт, чтобы отобрать ограниченное число «симптоматических», характерных наблюдений, позволяющих сделать более широкие обобщения и предсказания.
Неправильно выбирать тех, кого считаем подходящими, потому что только после ииследования выясняется, подходящие они или нет.
Эти разновидности базируются на гипотезах.
Метод «снежного кома».
Этот метод студентами выбирается чаще всего.
По сути метод снежного кома - один из подходов к отбору из «редких совокупностей», то есть тех, которые редко встерчаются в социальной жизни.
Первоначально идентифицируется (находится и признается) небольшая группа (чаще: 3-5 человек, но чем больше, тем лучше) членов интересующей социолога совокупности. Далее эти люди позволяют найти идентичные им фигуры. Таким образом, первичная группа создает своего рода снежный ком, который обрастает людьми.
Например, участники событий 11 сентября 2001 в США представляют для социологов большой интерес. Но они нигде не обозначены, не прописаны.
Исследование Лазарсфельда. Он изучал влиятельных людей и неформальные связи. Трудность заключается в том, что не всегда те, кто на виду, являются влиятельными. Списков, естественно, никаких нет. Исследователи применили метод «снежного кома»ю Отбор был многоступенчатым и сложным.
Этот метод часто используются в качественных выборках и качественных исследованиях.
К выборкам, не основанным на случайном отборе, относится и квотная выборка. Ее идея проста: изучаемая совокупность разбивается на такие социально-демогарфические группы, которые для исследователя важны в смысловом контексте. Обычно критериями разбивки становятся: пол, возраст, профессия, место жительство, конфессия. По сути вся совокупность опрошенных формируется пропорционально этим параметрам, полученным по генеральной совокупности. Как правило, квотные выборки делаются на меньших параметрах, а это плохо, т. к. соответствие между выборочной и генеральной совокупности становится размытым, следовательно, и результаты исследования тоже.
Теперь в ряде случаев данные можно найти в архиве «Софист».
Основываясь на уже известных пропроциях этиг групп в генеральной совокупности, социолог составляет полевые задания для интервьюеров, указывая, сколько женщин, мужчин, лиц с определенным образованием и т. д. нужно опросить.
Например, опросить 10 женщин старше 50 и 3-х 18-летних девушек.
В результате должны получиться выборка, представляющая все заданные пропорции групп в генеральной совокупности. То есть выборочная и генеральная совокупность должны соответствовать друг другу.
Такой способ создания выборки требует вложений (контроль, коррекция и т.п), потому что не сразу генеральная и выборочная совокупность соответствуют друг другу.
Основная проблема квотного отбора заключается в том, что он носит неслучайный характер и осуществляется лично интервьюером. Интервьюер выбирает ерспондента по собственному усмотрению, то есть как ему удобно, кого он застал на месте, кто согласился отвечать. Предпочтения интервьюера при выборе респондентов неизбежно ведет к систематическим смещениям в процессе отбора, причем, не существует никаких методов для оценки величины возникающей систематической ошибки. Кроме того, в квотной выборке трудно оценить количество отказов от ответов. По указанным причинам квотные выборки используются далеко не всегда, несмотря на свою относительную дешевизну.
Оценивая полезность и применимость всех «неслучайных» методов отбора, следует сказать, что в определенных обстоятельствах никакой другой альтернативы просто не существует.
Существует этическая сторона этого вопроса. Если нет другого выбора, можно применить что угодно, но мы обязаны это описать.
В ситуации нехватки денег, персонала и времени либо первичной информации о генеральной совокупности социологи использовали выборки доступных случаев и метод «снежного кома». При этом профессиональный долг социолога заклчюается в том, чтобы оценить, пусть даже приблизительно, величину и источники возникающей выборочной ошибки. Безусловно, целесообразно использовать целевые выборки в пилотажных исследованиях и экспериментах. Однако всегда следует помнить о том, что возможность обобщения любых оценок, полученных на целевой выборке, для генеральной совокупности в целом чаще всего оказывается сомнительной.
Организационно-методические проблемы социологического исследования.
Здесь рассматриваются количественные исследования. Организация качественных исследвоаний, как правило, уникальна.
Основная проблема организации социологических исследований — дефицит ресурсов (финансовый, временных, людских — подготовка кадров). Специфика социальных явлений и процессов коренится в их масштабности, сложности и массовости, вследствие чего проведение социологиечского исследования связано с получением и преобразованием огромных массивов данных. Кроме того, при исследовании социальных явлений практически каждая единица задается множеством признаков. К тому же, объем эмпирической информации еще более возрастает, если социолог наблюдает явления не в статике, а в динамике или в сравнении. Все это предопределяет коллективный характер исследовательской деятельности и приводит к необходимости выработки стратегии и планов организации исследований, подчиняющих труд отдельных ученых решению общей задачи.
Исследование Грушина (67-74). Это время идеологическое и трудное, но в системе АН проводились очень масштабные исследования. Его проект включал 11 относительно самостоятельных исследований. Использовалось 85 полевых документов (анкеты, фотографии и др.). На проекте работало 40 постоянных сотрудников, а в отдельные периоды — более 100. Одних распределений и кросс-табуляций было несколько тысяч.
Одним из важных моментв в исследовании выступает нормирование работ. Нужно «прикинуть», сколько времени нужно на заполение анкеты. Сегодня нормирование осуществляется, как правило, по аналогу деятельности других социологов. Иногда критерием служат пилотажные процедуры. Объектом нормирования выступает как само исследование в целом, так и его отдельные этапы-операции.
Назначается руководитель поля, который согласует все моменты и контролирует процесс.
Основные этапы организации исследовательской работы:
Разработка заказа на исследование. Разработка технического задания — смысловая и сложная процедура, которая в общем виде содержит основные составялющие целостного исследования. В заказе обсуждаются следующие вопросы:
теоретические и прикладные задачи исследования
задается тип исследования: колличественное или качественное
уровень проведения исследования
сроки проведения исследования
Конкретизируются особенности организационно-технического плана исследования. Создаются юридические документы исследования и пакет рабочих документов. Юридические моменты исследования играют очень важную роль, т. к. заказчик может подать на социолога в суд и не дать деньги из-за невыполнения какого-либо пункта договора. Этические стороны также учитываются. Социолог несет юридическую ответственность.
Разработка программы исследования. Главное — выделить научную проблему исследования и определить характер направления и способов ее решения. Это, как правило, наиболее сложная и творческая часть работы социолога.
Разработка полевых документов. Содержание этапа связано с созданием рабочих методик, пилотирование, разработкой опросных документов, инструкций и т. д.
Разработка выборки. В хронологическом отношении этап формирования выборки чаще всего осуществляется одновременно с разработкой полевых документов. Многое связано с разделением обязанностей в коллективе.
В содержание этого этапа входит сбор статистических данных о генеральной совокупности.
Делается построение выборочной модели.
Одновременно ведется подготовка всей документации, важной для формирования выборочной совокупности. В масштабных исследованиях важно предусмотреть, когда какие исследования производятся (тк. Масштабное исследование зачастую состоит из мелких этапов, исследований.). Например, есть большая выборочная совокупность, а в ней выделяются подгруппы. На них могут проверяться отдельные частные гипотезы, которые не проверяются на всей выборочной совокупности. Поэтому организация исследования важна.
Тиражирование полевых документов. Как правило, проблем с тиражированием нет в настоящее время (в отличие от советского периода). Но и здесь могут быть нюансы. Бывают анкеты с рисунками (иногда иллюстративными, юмористическими, фрагментами текста). Такую информацию распечатает уже не каждая типография. В ряде исследвоаний используются психологические тесты (например, Ядов). Следовательно, некоторые вещи надо предусмотреть.
Сбор первичной информации. (полевое исследование, поле). Реализация этого этапа обусловлена спецификой:
используемых методов сбора данных
характером исследуемых совокупностей и типом собираемой информации
сроками проведения исследования. Иногда они создают жесткий формат.
Этот этап включает всю информацию по подготовке документов, по обучению сборщиков первичных данных (интервьюеры, кодировщики, наблюдатели), координацию и управление их деятельностью. Важным моментом является приемка и личный контроль.
Обработка информации. Как правило, теперь при наличии компьютеров на начальном этапе используется кодирование или сканирование результатов. Хотя пока что сканирование не стало типичной процедурой. Пока что большинство анкет вводятся в ручном режиме в ту или иную программу (SPSS). Обработка свободных вопросов или использование свободных вопросов как метода — трудоемкая процедура и поэтому придуманы программы, которые позволяют упростить эту процедуру (программа Сагоненко — Вега). Обработка качественных интервью не делается с помощью компьютера. В этом смысле качественные методы являются ограниченными в масштабных исследованиях, тк интерпретировать придется много (нельзя, чтобы разные люди расшифровывали, тк интерпретация — своего рода искажение информации).
Анализ результатов обработки и подготовка отчета. На этом этапе выполняются следующие виды работ:
анализируются этапы обработки первичной инфорации
делаются первичные выводы
подготавляваются отчеты. Виды отчетов:
аналитический отчет (справка, записка на 5-7 страниц).
практические рекомендации
экспресс отчет — сообщает основные выводы, существенные для заказчика. (например, в случае выборов)
промежуточный отчет
прогноз — этаобласть разработана еще очень плохо, но в ряде случаев прогноз необходим.
Дескриптивная статистика.
Двухмерные таблицы — начинают показывать связи. Это примеры анализа.
Консервация — хранение материалов исследования. С появлением компьютера появились новые возможности — хранить абсолютно все (исходные первичные данные, которые впоследствии можно обработать под новую гипотезу). Хранение данных включает в себя сохранение текста программы исследования, методик, полученных исходных результатов и способов их обработки и любой другой важной информации.
Последовательность этапов условна, это просто перечень и набор определенных действий.
Всякое исследование делается с какой-либо целью. Если теоретическое, то для появления новой информации.
Сочиняя анкеты, лучше посмотреть уже существующие анкеты на аналогичную тему. Также можно делать исследования, основываясь на уже существующих данных — этот способ становится все более популярным.
Треть на разработку теории и методов, треть — на поле, треть — на обработку — это примерное разделение этапов.
- 1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
- 2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.
- 3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
- 4.Гипотезы исследования - источники возникновения, способы проверки. Место гипотез в программе исследования и связь с другими ее разделами.
- 5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
- 6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования
- 7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
- 8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
- 9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
- 10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
- 11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.
- 12.Типы определений, их роль в теоретическом и эмпирическом исследовании.
- 13.Интерпретация понятий и процедура операционализации.
- 14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
- 15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.
- 16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
- 17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
- 18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.
- 19.Источники данных для построения генеральных совокупностей. Основания выбора генеральной совокупности.
- 20.Основа выборки. Необходимые документы, место их нахождения
- 21.Простая случайная выборка - принцип построения и процедура.
- 22.Систематическая выборка.
- 23.Кластерная выборка - процедура, достоинства и недостатки
- 24.Стратифицированная выборка. Решение проблемы "редких страт"
- 25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
- Дополнительный материал: