22.Систематическая выборка.
Такая выборка по качеству часто приближается к простой случайной. Она, как и простая случайная, требует полного списка или заданного принципа упорядочивания генеральной совокупности.
Техника осуществления систематического отбора элементарна: сначала случайным образом отбирается первая единица, затем отбору подлежит каждый А-ый элемент. Число К — шаг отбора. Чтобы определить величину шага отбора, нужно поделить объем генеральной совокупности N на объем выборочной. Например, 2000:200=10. Встает вопрос, откуда узнать количество выборочной совокупности?
Иногда генеральная совокупность слишком велика либо исследователю известен не полный список, а лишь правило упорядочения элементов в генеральной совокупности. Тогда выборка делается в несколько этапов, сообразуясь с теми содержательными характеристиками, которые важны для исследователя.
Например, мы изучаем некое муниципальное образование. Это самое маленькое деление в масштабах города. Мы смотрим, какие дома там находятся — современные многоэтажки, общежития, 9-этажки. Сразу можно сделать вывод, что жители этих домов отличаются по уровню дохода, образования и происхождения (в общежитиях не петербуржцы). Содержательная сторона исследования зачастую задает конфигурацию самой выборки.
Систематическая выборка иногда бывает «коварной» в том отношении, что шаг выборки может совпасть с какими-то существенными характеристиами объекта. Если пропорция людей, которые живут в домах и общежитиях будет смещена результаты будут нерепрезентативны.
Например, выборка на примере книг в библиотеке. Внизу обычно стоят толстые тяжелые тома, типа географических атласов, словарей. Если шаг выборки будет равен 10 (полкам), то мы и будем изучать только эти тома.
Ориентирваться на правила нужно, но не забывая об особенностях объекта, которые иногда должны выходить на первый план, исходя из соображений здравого смысла.
- 1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
- 2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.
- 3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
- 4.Гипотезы исследования - источники возникновения, способы проверки. Место гипотез в программе исследования и связь с другими ее разделами.
- 5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
- 6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования
- 7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
- 8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
- 9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
- 10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
- 11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.
- 12.Типы определений, их роль в теоретическом и эмпирическом исследовании.
- 13.Интерпретация понятий и процедура операционализации.
- 14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
- 15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.
- 16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
- 17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
- 18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.
- 19.Источники данных для построения генеральных совокупностей. Основания выбора генеральной совокупности.
- 20.Основа выборки. Необходимые документы, место их нахождения
- 21.Простая случайная выборка - принцип построения и процедура.
- 22.Систематическая выборка.
- 23.Кластерная выборка - процедура, достоинства и недостатки
- 24.Стратифицированная выборка. Решение проблемы "редких страт"
- 25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
- Дополнительный материал: