14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
Процедура измерения в социологии не относится к классическим измерительным процедурам, какие есть в физике, математике, астрономии и др.
В социологии есть собственные процедуры измерения и шкалы. Все измерения опираются на термин «модель восприятия», которая есть у каждого респондента. Модель восприятия связана с субъектом восприятия — человек (респондент) — и объектом восприятия (им тоже может быть человек). Чтобы понять модель другого человека, нужно приложить эту модель к себе.
Каждый метод шкалирования опирается на свою модель восприятия. Очень часто люди (не только социологи) используют принцип ранжирования. Ранжирование часто понимается как приближение к некоему идеалу — то есть к тому, что каждый из нас конструирует сам для себя. Это примитивная процедура ранжирования. Но идеал у каждого свой — это одна из проблем социологии.
Поскольку модели восприятия направлены на объяснение реального поведения респондентов, для их обозначения используется термин модель поведения.
Процедура измерения начинается с создания представлений об изучаемом объекте Каждый исследователь (если он не повторяет чужого исследования) создает свою модель изучаемого объекта. Говоря о реальности ,принято говорить, что мы имеем дело с эмпирической системой. На нее и направлено внимание исследователя.
Эмпирическая система отражает представление исследователя об изучаемой реальности. Если внутри эмпирической системы есть некие связи, отношения, она называется эмпирической системой с отношениями.
Назовем математической системой совокупность математических объектов с выделенными отношениями между ними. В качестве математических объектов, как правило, выступают числа. Когда задается некоторое отношение между объектами и числами , говорят о математической системе с отношениями.
Измерение — отображение некоторой эмпирической системы в числовую системую.
Переход от реальности к числам происходит по определенным правилам.
- 1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
- 2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.
- 3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
- 4.Гипотезы исследования - источники возникновения, способы проверки. Место гипотез в программе исследования и связь с другими ее разделами.
- 5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
- 6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования
- 7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
- 8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
- 9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
- 10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
- 11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.
- 12.Типы определений, их роль в теоретическом и эмпирическом исследовании.
- 13.Интерпретация понятий и процедура операционализации.
- 14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
- 15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.
- 16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
- 17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
- 18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.
- 19.Источники данных для построения генеральных совокупностей. Основания выбора генеральной совокупности.
- 20.Основа выборки. Необходимые документы, место их нахождения
- 21.Простая случайная выборка - принцип построения и процедура.
- 22.Систематическая выборка.
- 23.Кластерная выборка - процедура, достоинства и недостатки
- 24.Стратифицированная выборка. Решение проблемы "редких страт"
- 25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
- Дополнительный материал: