5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
Переменная — это эмпирически интерпретируемое понятие, принимающее два и более значений. Например социальный статус. Его можно выразить в шкале, в какой-то единице (высокий, низкий). Классическая переменная — возраст. Совокупность переменных, которые используются в социологическом исследовании, представляют собой «вселенную» (Гуттман). Гипотез ограниченное количество, в отличие от переменных. Пространство переменных идеально (то есть это есть теоретическая констуркция), но это пространство напряженных смысловых линий, тематизирующих предмет исследования. Бывают скрытые переменные (например, в начале 20 века статичтика показала ,что люди, хоядщие с тростью или зонтом более здоровые. Скрытая переменная — доход).
Поль Лазарсфельд называет переменной любое средство, с помощью которого можно провести различие между единицами исследвоания.
Э.Гидденс называет переменной любой аспект, характеризующий группы и индивидов. Например, стиль жизни, интересы.
Наиболее частые социологические переменные:
статус
доход
пол
возраст
образование
национальность (этническая принадлежность)
семейное положение
область деятельности (профессия)
принадлежность к стране
Переменные, которые рассматриваются как меняющие свое значение в ответ на изменение значение других переменных, называются зависимыми. Например, объем и качество образование зависит от возраста. Переменные, которые воздействуют на значение других, называются независимыми. Одна и та же переменная может быть зависимой в одном исследовании и независимой в другом. Иногда влияние одной переменной на другую опосредуется третьим фактором — пример с тростью и зонтом.
- 1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
- 2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.
- 3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
- 4.Гипотезы исследования - источники возникновения, способы проверки. Место гипотез в программе исследования и связь с другими ее разделами.
- 5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
- 6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования
- 7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
- 8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
- 9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
- 10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
- 11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.
- 12.Типы определений, их роль в теоретическом и эмпирическом исследовании.
- 13.Интерпретация понятий и процедура операционализации.
- 14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
- 15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.
- 16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
- 17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
- 18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.
- 19.Источники данных для построения генеральных совокупностей. Основания выбора генеральной совокупности.
- 20.Основа выборки. Необходимые документы, место их нахождения
- 21.Простая случайная выборка - принцип построения и процедура.
- 22.Систематическая выборка.
- 23.Кластерная выборка - процедура, достоинства и недостатки
- 24.Стратифицированная выборка. Решение проблемы "редких страт"
- 25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
- Дополнительный материал: