logo search
методология билеты

6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования

Программа социологического исследования — это описание всех этапов получения конечного исследовательского результата и его обоснования (доказательств).

Т.к. Социологическое исследование — это сложная процедура, то сначала надо написать программу. Это как некий стержень, на который нанизываются все составляющие. Программа исследования базируется на изложении теоретических и логических предпосылок, сформулированных с всязи с целью (математикой) исследования. Одну и ту же проблему исследоватли могут формулировать по-разному. Например, стратификацию обычно начинают с Маркса, но можно и с Вебера и т. п. Нужно обозначить, какая теория лежит в основе темы исследвоания. Подход. Работа может быть решена как в качественном, так и в количественном подходе. Программа — документ, отражающий последовательность и содержание исследовательских процедур, выполнение которых обеспечивает обоснованность получаемых результатов. Программа как документ, несущий юридическую силу. Это важно для заказных исследований.

В программе выделяют два раздела — методологический и процедурный.

Тщательно разработанная программа исследования — гарантия успеха всей дальнейшей деятельности. От ее научной продуманности и обоснованности зависят полученные результаты. По сути, программа — это способ избежания ошибок. Программа исследоваиня подробнее и чаще применяются и разрабатывается в количественных стратегиях. В качественных программа выполняет не столь широкие строгие функции, однако и там ее написание полезно и целесообразно.

Программа включает цели и задачи исследования

Цель задает конечный результат, то есть ответ на вопрос или совокупность вопросов, как правило, социолог отвечает на два ключевых вопроса: каковым является этот объект и чем объясняется поведение этого объекта. А что «внутри» этого объекта? С какими факторами связана его изменчивость, его развитие и т. п. Цель исследования может быть описание, какой объект и второй — это факторы, изменяющие объект и воздействующие на него. Реализация цели разворачивается в задачах исследования. Есть теоретические задачи и есть практические (прикладные) задачи. В иделае конечная формулировка частных задач — это те вопросы, которые задаются респонденту.