logo search
методология билеты

2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.

Прежде чем начать исследование, социолог должен решить для себя вопрос о том, на какие вопросы он собирается ответить. В опыте социологии нет прямых и жестких правил и норм, регулирующих этот процесс. Нет запретов на изучение того или иного явления или процесса. Нет прямых указаний на то, в каком ракурсе изучать явления, хотя есть сложившиеся традиции и принимаемые образцы. Сфера науки -сфера свободы мысли. Социология уже давно стала междисциплинарной общностью, например, социология и медицина, оциология и педагогика, социология и спортивная деятельность. Социология изучает многие явления, которые носят не только чисто социологиеский характер. Например, «есть ли у допинга социальные корни».

Традиции и образцы закреплены в литературе. 1.Посмотри, что сделано до тебя. Не нужно повторять, но некий алгоритм образцов и т. д. Каждый социолог должен его знать.

Гендерные отношния могут быть представлены субъективно, в отношение каждого из нас. Заявив такую область научную, тему и тд. Нельзя сразу планировать анкету и фокус группу. 2.Нужно увидеть некую проблему. Если нет проблемы, социологу изучать нечего. Проблема: дискриминация. Это социальная проблема. Это первый момент, который мы уточнили. => мы будем изучать только те отношения, которые воспринимаются людьми как дискриминация. Называя это, мы должны выделить в том, что нам интересно, конкретную проблему и представить ее в исследовательской форме. У опытных исследователей не возникает трудностей в формулировке проблемы. Они видят более узкую форму. Эта проблема может иметь разные аспекты: на уровне студенчества, в военной среды. Поэтому требуется некая детализация. Эта проблема дискриминации зависит от объекта, с которым мы работаем. Проблема дискриминации в торговых сетях звучит очень актуально, а исследований практически нет.

Для того чтобы четко сформулировать проблему, исследователи проводят процедуру системного анализа объекта.

В ситуации высокой неясности данной проблемы, первым является обращение к литературе по теме. Бывает, что литературе практически нет. Тогда исследователь обращается к коллегам или экспертам.

3.Выбор темы всегда сопряжен с оценкой ее актуальности и новизны. Новизна, неразработанность тематики, неосвоенность определенного поля знаний, наличие вопросов, которые еще не изучены. То, что уже сделано, неинтересно не только ученому сообществу, но и всему мировому сообществу. Вопрос: зачем? => новизна — первое требование к исследованию. Но бывает она разная. Например, бывает просто белое поле, когда еще совершенно ничего не изучено. Континуум — протяженность.

0_______________95 Континуум. Есть объекты с высоким объемом знаний. Например, ценности студенчества изучали очень многие. Какое-то время это изучалось очень активно. Мера знаний об этих темах высока. Поэтому исследователь колеблется где-то в серединке этого континуума. Но, например, возникает проблема ценностей в неизученной социальной ситуации — той, которую мы плохо еще знаем. Например, столкновение ценностей. Можно найти маленькую неизученную область, которая будет представлять интерес. Ценности морального плана — это не только социология, но и философия. Новизна будет очень высокой.

Актуальность, как правило, сопряжена с социальной значимостью темы, с потребностью в ее изучении для последующего решения теоретический и-или практических задач общества, сообществ.

Актуальной для Петербурга в последнее время было строительство Охта-центра. Не менее острой проблемой в последнее время является проблема застройки в неположенных местах. В этих проблемах есть социальная подоплека.

Постановка проблемы делается либо самим исследователем, либо заказчиком. Уточняет проблему у заказчика сам исследователь. При формулировке темы важно не только учесть ее содержание, но и рассмотреть те ресурсы, которыми располагает исследователь. Например, по строгим правилам, нужно опросить 100-500 человек, а ресурсы у исследователя — 30-50. Или же невозможно сделать очень много качественных интервью. Так что 4.при постановке задачи учитывается и ресурс. Но самым главным стимулом нашей работы является интерес темы.

Научная часть, разработки исследовательской процедуры начинается с формулировки проблемы. Как бы социолог не видел в своем сознании проблему, он обязан ее сформулировать. 5.Нужно написать объект, который мы исследуем.

Как правило, сначала формулируется общая постановка проблемы. 6.Затем идет конкретизация наиболее неясных участков и их прорабатывание в различных ракурсах.

Первый ракурс, как правило, теоретический. Это идеальный случай для социолога, когда он берет чужую теорию и прилагает ее к своему объекту и своей проблемой. Берет инструментарий. Тогда получает хорошие результаты. Но в ряде случаем нет никакой теории. Если нет теории, то надо придумать свои концептуальные положения. Строим достаточно стройную систему объяснительных гипотез.

Второй вопрос — методология, которую мы возьмем в основу. Здесь важным является подход, стратегия, определяющая все исследование. Можно работать в определеннос подходе. Например, в системном, если наш объект представляет собой систему. Возможен исторический подход. В советской науке развивался комплексный подход. Есть также количественные и качественные.

Третий блок — методы исследования. Уже при формулировке темы опытные социологи обязательно держат в голове эти три позиции и прикладывают к данной тематике. Отсутствие теории и малое знание об объекте склоняют нас в другую сторону. Например, изучать условия, а не объект. Иногда бывает, что нет метода, который бы позволил изучить объект. Потребность изучения новых вещей позволила разработчикам изучать новые методы. Сегодня методы не создаются, но их соединения в одном проекте, дополнения материалов другими очень современно.

Формулируя проблему, нужно обратить внимание на: