25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
Пилотаж или предварительная проба.
Пилотаж охватывает проверку годности отдельных методов получения первичной информации; системы процедур в целом, если это не одна процедура, а также организации массового сбора данных (консутрирование выборки, организация полевых работ, способов хранения или консервации полученных данных). Как правило, в подовляющем большинстве исследователь сам конструирует свою методику. Анкету под свою задачу исследователь делает сам (исключение — сравнительное исследование, но в любом случае, производится коррекция).
Очень часто этап пилотажа совпадает с конструированием методики. Пилотаж методики является обязательной процедурой, особенно это относится к опросным методам. Хотя иногда для качественных методов это важнее, поля пустые — поисковые. В пилотаже выявляется не только правильная формулировка вопросов, переход от одной формулировки к другой, но и социальное воздействие (насколько исследование «тронуло»).
Проба отдельной методики (пилотаж) проводится на небольшой выборке — 25-30 человек. Очень уместно в пилотаже использовать полярные группы. Дифференциация: возраст, образование, конфессия, доход.
При использовании методов опроса нужно учитывать, чтобы в пилотаже участвовали люди с разным социальным опытом. Этим проверяется, насколько вопросник учитывает эти различия. Когда мы начинаем анализировать позицию «другое», мы видим, насколько часто респонденты подсказывают нам то, что мы не видим в реальности. Поэтому анализ этой позиции — важны методологический прием. Необходимо, чтобы наряду с авторами исследования в проведении пилотажа участвовали будущие интервьюеры, наблюдатели кодировщики информации. Иногда к пилотажу привлекают коллег ученых, мнения которых по поводу инструментария может оказаться исключительно важным.
Если берем иностранную методику, пилотаж необходим еще больше.
Как правило, в масштабных проектах пилотаж осуществляется поэтапно: после каждой небольшой серии собранных данных производят анализ информации и рефлексию. Итог пилотажа — окончательное содержание методики и четкие инструкции. В пилотаже обязательно назначается руководитель поля. Он обеспечивает отработку всех нужных методик и процедур, организует обучение, обеспечивает график работы по времени и объектам, осуществляет контроль. Контроль — важнейший элемент работы ,который в пилотаже тоже проверяется.
Прежде чем приступить к обработке данных, весь массив данных предварительно изучается с точки зрения качества выборки, то есть всех ее отклонений от расчетных параметров и оценка качества выборки возможна только тогда, когда проведен пилотаж организаций на предмет получения первичной статистики о них. (Это можно считать и не пилотажем, но это предварительная процедура, поэтому ее включают в пилотаж). Это становится ориентировочной основой выборки.
Подготовка данных для обработки включает множество различных операций в зависимости от использумых методов. На начальном этапе сразу продумывается, есть ли возмонжость компьютерной обработки данного параметра (вручную уже не считает никто). Обработка тестовых данных, фокус-групп в основном не базируются на компьютерных программах. Некоторые моменты обработываются вручную. Понятно, что хранение данных представляет интерес как для отдельного исследователя, так и для научного сообщества.
Норма. Неопытный социолог легко оценивает свои данные как «плохие цифры», «большие цифры» и тп. Понятие нормы очень широкое. Нужно сказать относительно чего мы оцениваем. Норма может быть статистической, например, на 5 и на 4 и 5 по госстатистике в масшабах егэ сдают 7% и 18%. Но возможно норма есть и по Петербургу. Но относя изучаемую школу к статистической норме возникнет 25%. Мы можем сказать, что эти цифры заметно выше ОТНОСИТЕЛЬНО ВОТ ЭТОЙ НОРМЫ. Процедура оценки должна происходит на основе эталона, даже если он изменяется.
Все, что говорилось о пилотаже, относится к количественным стратегиям, в которых есть данные, выраженные в числовой форме, однако многие положения относятся и к качественным стратегиям.
- 1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
- 2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.
- 3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
- 4.Гипотезы исследования - источники возникновения, способы проверки. Место гипотез в программе исследования и связь с другими ее разделами.
- 5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
- 6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования
- 7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
- 8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
- 9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
- 10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
- 11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.
- 12.Типы определений, их роль в теоретическом и эмпирическом исследовании.
- 13.Интерпретация понятий и процедура операционализации.
- 14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
- 15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.
- 16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
- 17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
- 18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.
- 19.Источники данных для построения генеральных совокупностей. Основания выбора генеральной совокупности.
- 20.Основа выборки. Необходимые документы, место их нахождения
- 21.Простая случайная выборка - принцип построения и процедура.
- 22.Систематическая выборка.
- 23.Кластерная выборка - процедура, достоинства и недостатки
- 24.Стратифицированная выборка. Решение проблемы "редких страт"
- 25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
- Дополнительный материал: