3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
Практически любое исследование начинается с фиксации внимания к какой-то исследовательской проблемы. Иногда это просто незнание каких-то фактов, сторон социальной действительности, но более сложные случаи — это фиксация непонимания, стремления понять, почему именно что-то происходит или не происходит. Откуда пролема берется? Проблема возникает тогда, когда нас (общество, группу, отдельных людей) что-то тревожит.
Проблема — все то, что требует изучения и последующего решения.
Проблема — объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практическй интерес. При этом о проблеме речь идет тогда, когда нашего обыденного знания недостаточно.
Научная проблема должна с возможной точностью воспроизводить реальную практическую проблемную ситуацию. Постановка научной проблемы означает выход за пределы уже известного в сферу того, что предстоит изучить. В теоретическом контексте решение проблемы упирается в отсуствие знаний законов тех объектов, с которыми имеет дело социолог-исследователь. Законы социального поведения, социальных отклонений, наверное, будут сформулированы несколько позже. Социальная реальость обладает особыми свойствами изменивости по отношению к физическому миру. В нашей социальной области пока с законами сложноваты. Тенденции можно рассчитать. Всякая наука должна обладать предсказательной способностью. Но у социологии в этом плане не особо большие достижения.
Социальная проблема может и не осознаваться как общественно значимая, тревожащая определенные группы людей. Даже будучи осознанной массовым сознанием, проблема может не стать предметом научного анализа. т. к. для этого нужны некие общественные силы, организации, движения, готовые активно действовать.
Социолог, человек с социальным мышлением, должен понимать «болевые точки» общества. А это в том числе и люди. При выборе темы нужно опираться и на эту тему.
- 1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
- 2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.
- 3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
- 4.Гипотезы исследования - источники возникновения, способы проверки. Место гипотез в программе исследования и связь с другими ее разделами.
- 5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
- 6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования
- 7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
- 8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
- 9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
- 10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
- 11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.
- 12.Типы определений, их роль в теоретическом и эмпирическом исследовании.
- 13.Интерпретация понятий и процедура операционализации.
- 14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
- 15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.
- 16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
- 17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
- 18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.
- 19.Источники данных для построения генеральных совокупностей. Основания выбора генеральной совокупности.
- 20.Основа выборки. Необходимые документы, место их нахождения
- 21.Простая случайная выборка - принцип построения и процедура.
- 22.Систематическая выборка.
- 23.Кластерная выборка - процедура, достоинства и недостатки
- 24.Стратифицированная выборка. Решение проблемы "редких страт"
- 25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
- Дополнительный материал: