16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
Простая номинальная (номинальная) шкала. Служит предпосылкой всех шкальных процедур. Она исходная, начальная. Она устанавливает отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс. Пункты шкалы — эталоны качественной классификации свойств объекта.
Профессия — очень сильная характеристика человека, поэтому социологи часто интересуются профессией. Там всегда присутствует категория «другое». Проценты нужны, тк они более четко и наглядно показывают доли в каждой совокупности. Получается номинальная шкала, которая очень четко классифицирована. К данной шкале операции сложения-умножения абсолютно непреминимы (нельзя складывать медиков и учителей, например). Цифры в такого типа шкале отражают лишь порядок записи результата и ничего больше.
Операции с числами в номинальной шкале:
Нахождение частот распределений с помощью процентов (исходные данные, разбитые по частоте попадания в этот класс)
Поиск средней тенденции по модальной частоте. Модальной называют группу с наибольшей численностью.
Можно одну шкалу совместить с другой и помимо профессии, например, выразить еще и удовлетворенность. Тогда будет видно, что учителя будут удовлетворены одним пунктом, а, например, строители — другим.
- 1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
- 2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.
- 3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
- 4.Гипотезы исследования - источники возникновения, способы проверки. Место гипотез в программе исследования и связь с другими ее разделами.
- 5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
- 6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования
- 7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
- 8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
- 9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
- 10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
- 11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.
- 12.Типы определений, их роль в теоретическом и эмпирическом исследовании.
- 13.Интерпретация понятий и процедура операционализации.
- 14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
- 15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.
- 16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
- 17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
- 18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.
- 19.Источники данных для построения генеральных совокупностей. Основания выбора генеральной совокупности.
- 20.Основа выборки. Необходимые документы, место их нахождения
- 21.Простая случайная выборка - принцип построения и процедура.
- 22.Систематическая выборка.
- 23.Кластерная выборка - процедура, достоинства и недостатки
- 24.Стратифицированная выборка. Решение проблемы "редких страт"
- 25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
- Дополнительный материал: