1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
СПбГУ работает по программе подготовке исследователей. Исследовательская процедура в социологии не данность, которую надо усвоить. Дело обстоит иным образом — изучать старые проблемы не нужно, изучают то, что сейчас актуально, важно, решение которых тормозит нашу жизнь, поэтому исследовательская процедура каждый раз конструруется заново. Как минимум, фрагмент будет новый и неповторимый.
Методология — система знаний о правилах, требованиях и приемах, которые позволяют сконструировать процедуру исследования правильно, что обеспечивает на выходе обоснованные и достоверные знания.
Важно, что это система правил, а не отдельные правила. Она базируется на связи с теорией. Методология дает ответ на вопрос, какую теорию взять для анализа данного явления, какими возможностями теория обладает и как ее применить к тому или иному процессу. Есть требования, обосновывающие надежность и достоверность наших данных.
Методология — наука о методе.
Метод — способ познания, исследования явлений природв и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знания.
Метод — сознательно и последовательно применяемый способ достижения целей.
Метод всегда связан с целью исследования.
Методы и процедуры исследвоания — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.
Это тоже система, то есть всегда присутствует совокупность определенных правил. Более или менее формализованных: есть методы, когда правила более формализованы, а например, неформализованное интервью содержит 3-4 правила, но это не значит, что метод более прост.
Констурирование метода связано с целью исследования и объектом. Цель и объект задают методы.
Ни в отечественной, ни в зарубежной терминологии нет единого мнения насчет метода исследвоания. Одну и ту же систему разные авторы могут назвать методом, техникой, процедурой и методикой.
Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Тоже не очень точное определение. Например, анкета — сбор данных, а насчет обработки... Свободные вопросы с трудом поддаются количественной обработке.
Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Например, когда в анкету включают набор шкал ,как правило с семью градациями (некоторые оппозиции). [хороший — плохой, полезный — неполезный.] Придумал такие шкалы Осгуд. Это анкета с включением техники Осгуда. Применительно к нему говорят техника, тк это процедура, не воспроизводящаяся другим образом. Ассоциируют с именем автора. +иногда слово техника используется как синоним метода (чтобы не повторяться).
Методика — совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные опеации, их последовательность и взаимосвязь.
Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это наиболее общее собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
Нужно подготовить протокол, куда мы будем записывать данные, либо магнитофон (диктофон), некоторые требуют хронометража. => нужно продумать, что понадобиться для интервью. Процедура — все операции, которые мы производим для получения результата. Иногда она включает и метод обработки данных.
Метод социологический используется как собирательное понятие, характеризующее онтологические (то есть познавательные) и методологические установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания.
Термин метод социологический чаще используется представителями близких гуманитарных дисциплин, которые прибегают к использованию различных социологических методов, то есть психолог берет метод социометрии, но рассматривает его под другим углом зрения.
Метод социологический в социологии подразумевает конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы и способы, применяемые в социологическом исследовании, то есть то конструирование исследовательской процедуры у социолога, психолога и экономиста будут отличаться.
- 1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
- 2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.
- 3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
- 4.Гипотезы исследования - источники возникновения, способы проверки. Место гипотез в программе исследования и связь с другими ее разделами.
- 5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
- 6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования
- 7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
- 8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
- 9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
- 10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
- 11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.
- 12.Типы определений, их роль в теоретическом и эмпирическом исследовании.
- 13.Интерпретация понятий и процедура операционализации.
- 14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
- 15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.
- 16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
- 17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
- 18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.
- 19.Источники данных для построения генеральных совокупностей. Основания выбора генеральной совокупности.
- 20.Основа выборки. Необходимые документы, место их нахождения
- 21.Простая случайная выборка - принцип построения и процедура.
- 22.Систематическая выборка.
- 23.Кластерная выборка - процедура, достоинства и недостатки
- 24.Стратифицированная выборка. Решение проблемы "редких страт"
- 25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
- Дополнительный материал: