17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
Порядковая шкала, или шкала порядка (ординальная шкала). В шкале порядка кроме равенства или неравенства в каждом классе мы можем судить о некотором порядке между полученными цифрами или числами. Исследователь сам делает смысловое выражение полярностей. (например, 5-отличный,высокий,правильный; 1-плохой,низкий,неправильный. Между 5 и 1 есть некие величины, которые и создают порядок (отличный-хороший-плохенький-плохой). Получается некий порядок следования.
В порядковой шкале содержатся два отношения (в математическом смысле) — равенства внутри интервала шкалы и порядка, то есть значение на одном конце всегда выше значения на другом.
Тут есть элементы классификации. Поэтому порядковые шкалы отличаются большими возможностями, чем номинальными.
Как правило, порядковые шкалы представлены в трех вариациях:
Числовое обозначение
Смысловое обозначение
Безразмерные (с обозначением только крайних позиций).
Эмпирическая реальность представлена как картинка одного типа, а система числовая — это другая картина. Переход от эмпирической к числовой должен происходить плавно.
Порядковая шкала — некая протяженность от высокой степени выражености до отрицательной степени выраженности (либо шкала идет от некой условной единице до нуля: например, любовь — либо есть (1), либо нет (0), отрицательного быть не может — это уже ненависть, то есть другое чувство). Не все явления имеют негативную выраженность. Например возраст не может быть отрицательным и т. п.
Разновидностью порядковых шкал считаются ранговые шкалы. Они предполагают полное упорядочивание каких-то объектов от наиболее к наименее важным. Например, порядок дня: 1-университет, 2-врач, 3-оплата интернета, 4-друзья, 5-уборка дома. Теперь ранжируем — расставляем приоритеты. Получается, что есть несколько число рангов, обозначенных как значимые. Остальные мы откладываем в другую группу (некое усреднение). Ранговые шкалы используются очень часто в социологию. Нет ответа, когда использовать ранговую, а когда порядковую шкалу. Если мы хотим соразмерить, то можно использовать ранговую. Это зависит от смысловой направленности и содержания вопроса.
Правило использования ранговой шкалы: в процедуре ранжирования не должно использоваться много позиций (не более 15), иначе точность процедуры будет невелика.
1,2_345_678910_11,12_13,14,15 — процедура группировки рангов. Когда респонденты различают не просто ранги, а ранги, объединенные в определенные группы. Потом происходит уловная процедура вычисления среднего ранга. (например: 1,2. средний — полтора). То есть большую ранговую шкалу можно превратить в небольшую (упрощенную) порядковую шкалу. Это еще и для укрупнения материала — классификации и т. п. Однако есть явления, которые можно оценивать только в ранговой шкале — например, кандидатов в президенты (по нескольким шкалам их оценить довольно трудно). Несколько параметров мы соединяем и пользуемся ранговыми шкалами.
Парные (попарные) сравнения.
Социологи не очень часто используют эту технику, но иногда она используется обоснованно и серьезно.
В процедуре парных сравнений респондентам предлагается сравнивать все единицы в парах, используя все возможные сочетания.
| А | В | С | Д | ранги |
А | - | + | + | + | 3 |
В |
| - | + |
| 1 |
С | + | + | - |
| 2 |
Д | + |
| + |
| 2 |
1 строка — лидера А выбрали В, С, Д. Сам он себя не выбирает. И т. п.
Эта процедура точная, тк соотнося всего два объекта каждый раз челвоек дает другую (лучшую) оценку.
Операции с числами в порядковых шкалах.
Интервалы в ранговой шкале неравны, поэтому числа, которые присваиваются в ранговой шкале произвольно, обозначают лишь порядок следования признаков по их весу. Величина интервала в ранговой шкале никогда не известна, а потому к ней никакие математические процедуры неприменимы (кроме отношений больше-меньше). Респондент просто заявляет нам, что он принял определенную позицию.
По сути, операции с числами в порядковой шкале носят условный или ограниченный порядок. Это операции с рангами, а не с количественным традиционным выражением чисел.
«Цифры не прибиты гвоздями шкале (т. е. Они непостоянны), они постоянно подвижны для каждого абсолютно случая». Толстова.
Метрическая шкала равных интервалов (Ядов), интервальная шкала (Толстова0.
Например, это шкала температутр.
Класс метрических шкал, в отличие от всех других, устанавливает отошение между пунктами не просто в понятиях больше-меньше, но позволяет фиксировать точную величину интервала. Такая шкала позволяет гораздо большее число операций, чем в остальных шкалах. Но таикх шкал немного — возраст, количество детей, деньги (но трудно бывает учесть все доходы всего домохозяйства и вычислить точно). На помощь приходит шкала Бестужева-Лади (имеем возможность обеспечить еду, купить обиходное и т. п.). Это шкала возможностей, тут нет денег — получается удобно.
Метрическая шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными (точно заданными) интервалами между пунктами, причем отсчет может начинаться с произвольно выбранной величины.
Например, изучая возрастную шкалу избирателей, мы начнем с 18 лет.
Метрическая система с отношениями содержит отношения равенства и порядка как дял объектов, так и для расстояний между объектами.
Метрические шкалы часто называют шкалы высокого типа, количественными, числовыми. Непедно количественные шкалы называют шкалами низкого типа, однако с этим утверждением трудно согласиться, т.к порядковые и номинальные шкалы в двухмерных матрицах оказываются очень сильным инструментом.
Например, недовольство начальством
| 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Мужчины | -------> | -------> |
|
|
|
Женщины |
|
| 28 | 30 | 40 |
| 5 | 12 | 17 | 18 | ... |
Сразу можно сделать несколько выводов.
Можно соотнести два параметра по отношению к какому-то объекту.
| Молодежь | Средний возраст | Пенсионеры |
Умный | + |
|
|
Опытный |
|
| + |
Образованный |
| + |
|
Харизматичный | + |
|
|
- 1.Метод в системе социологического знания. Понятия "метод", "методика", "техника" и процедура исследования
- 2.Процедура выбора темы исследования, постановка проблемы.
- 3. Проблема, проблемная ситуация. Актуальность и новизна проблемы.
- 4.Гипотезы исследования - источники возникновения, способы проверки. Место гипотез в программе исследования и связь с другими ее разделами.
- 5.Понятие переменных в социологическом исследовании. Их назначение, способ интерпретации результатов.
- 6.Программа социологического исследования. Содержание, назначение, нормы и правила конструирования
- 7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
- 8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
- 9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
- 10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
- 11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.
- 12.Типы определений, их роль в теоретическом и эмпирическом исследовании.
- 13.Интерпретация понятий и процедура операционализации.
- 14.Понятие измерения в социологии. Эмпирическая система с отношениями и математическая система с отношениями.
- 15.Понятие шкалы в социологическом исследовании.
- 16.Простая номинальная шкала, допустимые операции с числами.
- 17.Порядковые шкалы. Их разновидности, операции с числами
- 18.Определение генеральной и выборочной совокупностей. Цели построения выборочных совокупностей.
- 19.Источники данных для построения генеральных совокупностей. Основания выбора генеральной совокупности.
- 20.Основа выборки. Необходимые документы, место их нахождения
- 21.Простая случайная выборка - принцип построения и процедура.
- 22.Систематическая выборка.
- 23.Кластерная выборка - процедура, достоинства и недостатки
- 24.Стратифицированная выборка. Решение проблемы "редких страт"
- 25..Пилотажное исследование: место в программе исследования, цели, результаты.
- Дополнительный материал: