logo
ПОСОБИЕ СП курс и дип раб

1.2. Организация и выполнение курсовых исследовательских проектов.

Организация работы над курсовым проектом начинается с того, что студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой о своем желании выполнять курсовую работу с выбранным руководителем. С помощью руководителя осуществляется выбор темы. На консультации руководитель дает задание на выполнение курсовой работы: отрабатывается план, поиск и сбор материалов, организуется выбор методики исследования. На последующих консультациях отрабатывается структура написания работы, систематизируются источники, формулируется авторское понимание темы.

В процессе консультации совместно со студентом определяется методологический аппарат исследования: цель и конкретные задачи исследования, объект и предмет. Цель– это переформулированная проблема. Формулирование цели ведет за собой выбор объекта исследования. Им может быть область педагогической деятельности социального педагога или носителя той или иной социальной проблемы (изучение личностных, индивидуально-психологических особенностей учащихся, изучение характера взаимоотношений, в семье, диагностика личности подростка и ее социальных связей). Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.

Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Предмет исследования– часть, сторона объекта. Это те наиболее значительные с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предметом исследования может быть, например, эффективность социально-педагогической деятельности школы и семьи в том или ином направлении, условия для личностного развития ребенка, организация социально- педагогического взаимодействия и т.д.

Формулировка задач исследования, как правило, направлена на проверку гипотезы.Гипотезапредставляет собой научное предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые необходимо подтвердить или опровергнуть. Любое социально-педагогическое исследование строится на предварительных явно или неявно выраженных предрасположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Исследователь как бы пытается их предугадать и формулирует свои предположения в виде гипотезы. Истинность этих предположений подлежит проверке.

Новизна социально-педагогического исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическая значимость заключается в создании концепции, подтверждении гипотезы, получении закономерности и модели выявления проблемы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций по совершенствованию социально-педагогической деятельности; созданию социально-педагогических условий и т.п..

Логика научного поиска предполагает разработку методики исследования: комплекса теоретических и эмпирических методов, которые дают возможность исследовать объект и получить достоверную информацию.

Самым распространенным, естественным является метод наблюдения. Социальному педагогу необходимо наблюдать все аспекты внешних проявлений конкретных объектов наблюдения, а также правильно истолковывать социальную сущность явлений. Разработка программы наблюдения является обязательным этапом курсовой работы. Проведение систематического наблюдения в соответствии с программой и фиксация фактов - поступков, поведенческих реакций, высказываний помогает выявить особенности личности и возможные закономерности ее формирования, влияющие на возникновение социально-педагогической проблемы. Различают наблюдение включенное и невключенное – «со стороны», открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Выбор формы наблюдения зависит от цели и задач исследования, особенностей наблюдаемых и специфики ситуации наблюдения.

Несмотря на то, что наблюдение является доступным методом исследования, его результаты могут отражать не реальную картину исследования, а установки, интересы, психические состояния самого исследователя. В связи с этим, для получения объективных данных целесообразным является обязательное использование в курсовой работе методов опроса: беседа, анкетирование, интервью, а также тестирования и других диагностических методов.

Результативность методов опроса зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов, которые студент разрабатывает в соответствии с целью и задачами своего исследования. Тестовые методики, применяемые в социально-педагогическом исследовании должны быть стандартизированными, их применение следует согласовывать с научным руководителем.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся, документов. Документы подразделяются на личные безличные, официальные и неофициальные, например, социальные паспорта школы, класса, микрорайона, характеристики семей учащихся, планы работы социального педагога по разным направлениям деятельности и т. д.

Методика социально-педагогического исследования предполагает:

  1. Информационный поиск- изучение научной социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования для выявленияпроблемы исследования, системного анализа объектаипредмета исследования.

  2. Формулировка цели, задач, гипотезыисследования и построение ориентировочногоплана-проспектакурсовой работы.

  3. Выбор методов исследованиядля изучения личностно-индивидуально-психологических особенностей детей, подростков, семьи, которые являются носителями социально-педагогической проблемы, путем наблюдения, опроса, анализа документов и продуктов деятельности, а также других более сложных методов и методик исследования.

Большое значение для исследования имеют результаты, полученные путем наблюдения за детьми в различных ситуациях. Необходимым также является изучение микросоциума, а именно:

- изучение особенностей семьи ребенка и ее воспитательного потенциала, состава семьи, жилищно-бытовых условий, материальной обеспеченности и характера взаимоотношений между членами семьи;

- выявление отклонений в поведении членов семьи (алкоголизм, наркомания); фактов, характеризующих отношение взрослых к детям, уровень педагогической культуры и воспитательный потенциал семь;

- особенности восприятия семьей интересов и увлечений детей, информационная осведомленность родителей;

- определение положения ребенка в коллективе сверстников (лидер, «середняк», «изгой»), в сфере неформального общения (тусовка, секция, кружок, клуб и т. д.);

- выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребенка и его положения в нем.

Особую роль в социально-педагогическом исследовании играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема социально-педагогической работы для выявления его социально-педагогической эффективности. Социально-педагогический эксперимент имеет черты педагогического и социологического исследования, изучает и выявляет причинно-следственные связи в педагогических и социальных явлениях. Социально-педагогический эксперимент проводится в естественных и лабораторных условиях, он может быть длительным и кратковременным.

Социально-педагогический эксперимент устанавливает реальное состояние деятельности в учреждениях образования, в органах опеки и попечительства, в приемных семьях, детских домах. Знание реального состояния деятельности помогает выявить и устранить недостатки, а также организовать помощь в преобразовании воспитательной работы этих учреждений. В рамках курсовой работы экспериментальное исследование, как правило, имеет форму пробного. Это связано с учебным характером курсового исследования и использованием лишь констатирующего эксперимента.

  1. Проведение исследования, обработка и анализ результатов.Результаты обрабатываются как на качественном, так и на количественном уровне, подвергаются описанию, сравнению, классификации и количественному анализу.

  2. Оформление результатов ( курсовой работы)

Оформление курсовой работы – важный этап социально-педагогического исследования, поскольку именно оформленная рукопись, содержащая результаты теоретического, эмпирического и опытно-экспериментального исследования будет оцениваться на этапе апробации и защиты. Оформление результатов курсового исследования имеет ряд требований, которых следует придерживаться. Прежде всего, студентам, выполняющим оформление курсовой работы, необходимо осознавать, что социально-педагогическое исследование направлено одновременно на получение новых знаний и на создание в обществе неприятия любых видов насилия по отношению к детям. Следовательно, это должно найти отражение в тексте курсовой работы. Кроме того, социально-педагогическое исследование студентов – это квалифицированная помощь будущих социальных педагогов детям, взрослым, людям «группы риска» для проектирования и развития их социально ценной деятельности. В связи с эти, в рукописи курсовой работы должно найти отражение решение задачи разработки рекомендаций по совершенствованию социально-педагогической деятельности. Именно в этом проявляется единство исследовательской и преобразующей социально-педагогической деятельности.