2.2 Основные этапы дипломного исследования
Подготовку и защиту дипломной работы обеспечивают те шаги научного познания, которые способствуют формированию у студентов всех компонентов готовности к профессиональному творчеству и постоянному поиску новых знаний для решения актуальных проблем социально-педагогической практики.
Анализ содержания и процесса исследовательской деятельности студентов позволяет выделить несколько ключевых шагов – этапов, которые определяют рациональную организацию исследовательского труда, а следование им дает возможность достичь результатов при оптимальном режиме затрат человечеких и временных ресурсов.
ШАГ ПЕРВЫЙ – информационный поиск
Функциональная или практическая готовность к профессиональной исследовательской деятельности будущего социального педагога определяется в теории и практике высшей школы двумя группами требований.
Первая группа требований связана с возможно более глубокими знаниями по предметам социально-педагогического цикла, которые, в свою очередь, формируются при серьезной теоретической подготовке и предполагает погружение студента в исследовательскую деятельность в той или иной области социальной педагогики.
Вторая группа требований предполагает владение методами и формами научного познания, общенаучными методами исследований.
В связи с этими требованиями первым шагом познания в исследовательской работе студентов является информационный поиск, предполагающий работу с научной монографической литературой, периодическими изданиями и другими информационными источниками.
Правильный выбор источников информации и целенаправленное ее изучение – важная часть учебно-исследовательской работы. Она важна на всех этапах НИРС, поскольку является основой для анализа состояния исследуемого вопроса (Бабанский Ю.К., ЖуравлевВ.И., Розов В.К., 1988).
Исследование в области социальной педагогики, как правило, носит междисциплинарный характер и предполагает изучение статей из научных журналов, сборников научных работ, докладов, отчетов, документов, монографий, диссертаций.
Для студентов изучение литературных или иных информационных источников дает возможность ознакомиться с обширной информацией как в научной и профессиональной области, в целом, так и по исследуемой проблеме, в частности.
Изучение литературы на первом этапе позволяет четче сформулировать проблему исследования и обосновать ее актуальность, определить основные категории методологического аппарата исследования.
В дальнейшем цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления об объекте и предмете исследования. Теоретический анализ литературы позволяет сформировать концепцию исследования, выявить основные понятия и категории исследования, провести системный анализ объекта и предмета исследования, разработать методику исследования.
На этапе интерпретации результатов информационный поиск направлен на выявление теорий и концепций, с помощью которых можно объяснить полученные данные и сформулировать выводы и рекомендации.
При изучении литературных и иных источников критерием оценки информации является возможность ее использования в своей исследовательской работе.
Качество теоретического исследования на основе изучения литературы, которое должно быть представлено и в научном реферате, и в курсовой, и дипломной работе в значительной степени определяется тем, насколько хорошо студент владеет методикой работы с книгой и другими информационными источниками.
Работа с литературными источниками начинается с их поиска и библиографического описания. Наиболее важными источниками при работе над дипломной работой являются научные монографии, в которых в систематическом виде изложены основные данные науки, результаты научных исследований. Монографии снабжаются обширными списками литературы по излагаемой в монографии проблеме. Они дают возможность продолжить научный поиск в обозначенном автором монографии направлении.
Для исследований в области социальной педагогики актуальным является анализ таких информационных источников как статьи в научных и профессиональных журналах – специальные публикации небольшого объема, в которых целенаправленно излагаются взгляды авторов по определенным вопросам или результаты исследований.
В исследовательской работе считается, что статьи – это наиболее оперативная информация о достижениях науки и практики в решении актуальных проблем, поэтому регулярное их изучение дает возможность студенту всегда быть в курсе развития научного знания в интересующем проблемном поле. Еще одним важным источником научной информации для студентов-исследователей могут служить материалы, публикуемые в различных научных сборниках. Изучать литературу следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале - самые свежие публикации, затем – прошлогодние, двугодичной давности и т.д.
Обработка отобранной информации состоит из нескольких последовательных блоков действий:
- ознакомительное чтение источников;
- исследование информации путем осуществление записей различного вида для фиксации существенного
- сопоставленнее и анализ информационного материала, полученного из разных источников, его критическая оценка;
- оформление результатов информационного поиска в форме рефератов, обзоров, разделов в научных работах, предполагающих теоретическое обоснование проблемы, описание объекта исследования, анализ предмета исследования.
В последние годы наблюдается активное использование студентами существующих технических возможностей в плане копирования и сканирования литературных источников, «скачивания» ресурсов из INTERNET. Бесспорно, что существующие технологии облегчают информационный поиск, позволяют быстро накопить нужные материалы, знакомят с разнообразными точками зрения на проблему. Однако в научной работе главное – это анализ существующих материалов, понятий, теорий для создания авторской концепции исследования, а этого невозможно достичь путем компеляции, «склеивания» кусочков из произведений других авторов. Студент должен их изучить и создать свое реферативное аналитическое произведение со ссылками на авторитеты.
ШАГ ВТОРОЙ: планирование исследования
Научное исследование в социально-гуманитарных науках предполагает этап планирования. Азбука научной организации исследовательского труда нацеливает исследователя на целенаправленность и планомерность деятельности. В связи с этим, целесообразным представляется разработка, прежде всего календарного плана исследования. Календарный план устанавливает логическую последовательность, сроки и очередность выполнения отдельных этапов работы (Приложение 7).
Обобщение опыта руководства курсовыми и дипломными работами подтверждает необходимость составления такого плана. Он дисциплинирует студента-исследователя; лимитирует время, отводимое на теоретический анализ литературы, ознакомление с проблемой исследования на практике, разработку методики и проведение пилотажного исследования, анализ и обработку полученных результатов, литературное оформление работы; облегчает контроль и самоконтроль за процессом и результатом работы.
Как правило, при выполнении дипломного исследования студенту бывает трудно рационально распределить время на выполнение отдельных этапов поэтому в календарный план, составленный на начальном этапе, могут вноситься необходимые изменения.
Выполнение исследовательской работы на уровне дипломной работы предполагает, что студенты достаточно хорошо владеют умениями планирования исследовательских процедур и операций, поскольку обладают опытом учебно-научной исследовательской работы, полученным при выполнении учебно-исследовательских заданий и курсовых работ и исследовательских проектов различного характера.
- Содержание
- Глава 1. Организация и выполнение курсового исследовательского проекта…………………………………………………..6
- Глава 2. Подготовка, оформление и защита дипломной работы…………………………………………………………………………16
- Глава 1. Организация и выполнение курсовых работ и исследовательских проектов.
- 1.1. Значение и задачи выполнения студентами курсовых проектов
- 1.2. Организация и выполнение курсовых исследовательских проектов.
- 1.3 Структура курсовой работы
- Основная часть.
- 1.4 Требования к оформлению курсовых работ
- 1.5 Сотрудничество студента с научным руководителем
- 1.6 Защита курсовых работ
- Глава 2. Подготовка, оформление и защита дипломной работы
- 2. 1 Общие требования к дипломной работе
- 2.2 Основные этапы дипломного исследования
- Шаг третий: исследовательский проект или методологическое обоснование исследования
- 2.3 Структурные элементы дипломной работы
- Титульный лист
- Задание на дипломную работу
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список использованных источников
- 2.4 Дизайн дипломной работы
- 1 Теоретический анализ проблемы гендерной социализации в подростковом возрасте
- 2.3 Основные направления совершенствования социально-педагогической деятельности по решению проблем детей из семей группы социального риска (третий подраздел второго раздела)
- Пример оформления таблицы
- 2.5 Защита дипломной работы
- Список использованных источников
- Приложение 1
- 502 Группа
- Социально-педагогические условия сохранения здоровья современных подростков
- Приложение 2
- 4. Рэкамендуемая літаратура _____________________________________________
- Приложение 3
- Образец оформления содержания курсовой / дипломной работы
- Список использованных источников
- Приложение 5 Критерии оценки исследовательской и профессиональной компетенции студента при выполнении курсовых и дипломных работ
- 10 Баллов – десять:
- 9 Баллов - девять:
- 8 Баллов - восемь:
- 7 Баллов - семь:
- 6 Баллов - шесть:
- 5 Баллов - пять:
- 4 Балла - четыре:
- 3 Балла – три, незачтено:
- 2 Балла – два, незачтено:
- 1 Балл – один, незачтено:
- Приложение 6