logo
ПОСОБИЕ СП курс и дип раб

2.2 Основные этапы дипломного исследования

Подготовку и защиту дипломной работы обеспечивают те шаги научного познания, которые способствуют формированию у студентов всех компонентов готовности к профессиональному творчеству и постоянному поиску новых знаний для решения актуальных проблем социально-педагогической практики.

Анализ содержания и процесса исследовательской деятельности студентов позволяет выделить несколько ключевых шагов – этапов, которые определяют рациональную организацию исследовательского труда, а следование им дает возможность достичь результатов при оптимальном режиме затрат человечеких и временных ресурсов.

ШАГ ПЕРВЫЙ – информационный поиск

Функциональная или практическая готовность к профессиональной исследовательской деятельности будущего социального педагога определяется в теории и практике высшей школы двумя группами требований.

Первая группа требований связана с возможно более глубокими знаниями по предметам социально-педагогического цикла, которые, в свою очередь, формируются при серьезной теоретической подготовке и предполагает погружение студента в исследовательскую деятельность в той или иной области социальной педагогики.

Вторая группа требований предполагает владение методами и формами научного познания, общенаучными методами исследований.

В связи с этими требованиями первым шагом познания в исследовательской работе студентов является информационный поиск, предполагающий работу с научной монографической литературой, периодическими изданиями и другими информационными источниками.

Правильный выбор источников информации и целенаправленное ее изучение – важная часть учебно-исследовательской работы. Она важна на всех этапах НИРС, поскольку является основой для анализа состояния исследуемого вопроса (Бабанский Ю.К., ЖуравлевВ.И., Розов В.К., 1988).

Исследование в области социальной педагогики, как правило, носит междисциплинарный характер и предполагает изучение статей из научных журналов, сборников научных работ, докладов, отчетов, документов, монографий, диссертаций.

Для студентов изучение литературных или иных информационных источников дает возможность ознакомиться с обширной информацией как в научной и профессиональной области, в целом, так и по исследуемой проблеме, в частности.

Изучение литературы на первом этапе позволяет четче сформулировать проблему исследования и обосновать ее актуальность, определить основные категории методологического аппарата исследования.

В дальнейшем цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления об объекте и предмете исследования. Теоретический анализ литературы позволяет сформировать концепцию исследования, выявить основные понятия и категории исследования, провести системный анализ объекта и предмета исследования, разработать методику исследования.

На этапе интерпретации результатов информационный поиск направлен на выявление теорий и концепций, с помощью которых можно объяснить полученные данные и сформулировать выводы и рекомендации.

При изучении литературных и иных источников критерием оценки информации является возможность ее использования в своей исследовательской работе.

Качество теоретического исследования на основе изучения литературы, которое должно быть представлено и в научном реферате, и в курсовой, и дипломной работе в значительной степени определяется тем, насколько хорошо студент владеет методикой работы с книгой и другими информационными источниками.

Работа с литературными источниками начинается с их поиска и библиографического описания. Наиболее важными источниками при работе над дипломной работой являются научные монографии, в которых в систематическом виде изложены основные данные науки, результаты научных исследований. Монографии снабжаются обширными списками литературы по излагаемой в монографии проблеме. Они дают возможность продолжить научный поиск в обозначенном автором монографии направлении.

Для исследований в области социальной педагогики актуальным является анализ таких информационных источников как статьи в научных и профессиональных журналах – специальные публикации небольшого объема, в которых целенаправленно излагаются взгляды авторов по определенным вопросам или результаты исследований.

В исследовательской работе считается, что статьи – это наиболее оперативная информация о достижениях науки и практики в решении актуальных проблем, поэтому регулярное их изучение дает возможность студенту всегда быть в курсе развития научного знания в интересующем проблемном поле. Еще одним важным источником научной информации для студентов-исследователей могут служить материалы, публикуемые в различных научных сборниках. Изучать литературу следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале - самые свежие публикации, затем – прошлогодние, двугодичной давности и т.д.

Обработка отобранной информации состоит из нескольких последовательных блоков действий:

- ознакомительное чтение источников;

- исследование информации путем осуществление записей различного вида для фиксации существенного

- сопоставленнее и анализ информационного материала, полученного из разных источников, его критическая оценка;

- оформление результатов информационного поиска в форме рефератов, обзоров, разделов в научных работах, предполагающих теоретическое обоснование проблемы, описание объекта исследования, анализ предмета исследования.

В последние годы наблюдается активное использование студентами существующих технических возможностей в плане копирования и сканирования литературных источников, «скачивания» ресурсов из INTERNET. Бесспорно, что существующие технологии облегчают информационный поиск, позволяют быстро накопить нужные материалы, знакомят с разнообразными точками зрения на проблему. Однако в научной работе главное – это анализ существующих материалов, понятий, теорий для создания авторской концепции исследования, а этого невозможно достичь путем компеляции, «склеивания» кусочков из произведений других авторов. Студент должен их изучить и создать свое реферативное аналитическое произведение со ссылками на авторитеты.

ШАГ ВТОРОЙ: планирование исследования

Научное исследование в социально-гуманитарных науках предполагает этап планирования. Азбука научной организации исследовательского труда нацеливает исследователя на целенаправленность и планомерность деятельности. В связи с этим, целесообразным представляется разработка, прежде всего календарного плана исследования. Календарный план устанавливает логическую последовательность, сроки и очередность выполнения отдельных этапов работы (Приложение 7).

Обобщение опыта руководства курсовыми и дипломными работами подтверждает необходимость составления такого плана. Он дисциплинирует студента-исследователя; лимитирует время, отводимое на теоретический анализ литературы, ознакомление с проблемой исследования на практике, разработку методики и проведение пилотажного исследования, анализ и обработку полученных результатов, литературное оформление работы; облегчает контроль и самоконтроль за процессом и результатом работы.

Как правило, при выполнении дипломного исследования студенту бывает трудно рационально распределить время на выполнение отдельных этапов поэтому в календарный план, составленный на начальном этапе, могут вноситься необходимые изменения.

Выполнение исследовательской работы на уровне дипломной работы предполагает, что студенты достаточно хорошо владеют умениями планирования исследовательских процедур и операций, поскольку обладают опытом учебно-научной исследовательской работы, полученным при выполнении учебно-исследовательских заданий и курсовых работ и исследовательских проектов различного характера.