logo
Стадия построения гипотезы исследования

Стадия конструирования исследования

За­дачи исследования. Как известно, под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельно­сти. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Задачи исследования обычно формулируются в одном из двух вариантов.

Вариант первый - более простой и не строгий, хотя и до­пустимый, например, в практике оформления кандидатских диссертаций - задачи формулируются как относительно са­мостоятельные законченные этапы исследования. Но, вообще говоря, это не научные задачи как таковые, а скорее процес­суальные компоненты исследования. Они формулируются в глаголах: «изучить», «проанализировать», «попробовать» и т.п. В этом случае четко просматривается этапная, временная структура построения задач исследования - каждая следую­щая задача может решаться только на основе решения преды­дущей.

Второй вариант, более сложный и строгий в научном плане и более предпочтительный: задачи формулируются тоже как относительно самостоятельные, законченные части исследования. Но здесь такая временная последовательность, как в предыдущем случае, прямо не просматривается. Задачи тут выступают как необходимость решения отдельных под- проблем по отношению к проблеме исследования и как част­ные цели (подцели) по отношению к общей цели исследова­ния, заданные, естественно, в конкретных условиях, налагае­мых сформулированной гипотезой исследования.

Создание программы (методики) исследования. Вторым и последним этапом стадии конструирования научного ис­следования является создание программы (методики) иссле­дования. Методика - это документ, который включает в себя описание проблемы, объекта, предмета исследования, его цели, гипотезы, задачи, методологических основ и методов исследования (все это мы рассмотрели раньше). Кроме того, создание методики исследования включает в себя еще плани­рование, то есть разработку временного графика выполнения намеченных работ. Хотя многие научные работники весьма скептически относятся к планированию научных исследова­ний, опыт показывает, что планирование является полезным организующим, в том числе самоорганизующим началом.

Говоря о планировании, необходимо иметь в виду два вида планов: планирование индивидуального научного ис­следования; планирование коллективного исследования.

Индивидуальное планирование. Следует отметить, что разработка планов исследования требует определенного навыка, который приходит с годами. У начинающего иссле­дователя такого опыта нет, поэтому на первых порах ему нужен опытный консультант, научный руководитель. В по­рядке шутки один из соавторов (А.Н.) может вспомнить как он, будучи младшим научным сотрудником, принес своему научному руководителю проект своего первого годового плана работы: его реализация в дальнейшем заняла 23 года и закончилась защитой докторской диссертации!

Вопросы планирования коллективного исследования, по­скольку их невозможно оторвать от вопросов организации таких исследований, мы рассмотрим ниже, в отдельном раз­деле.