logo
Стадия построения гипотезы исследования

Стадия оформления результатов исследования

Завершающей стадией технологической фазы иссле­дования является апробация его результатов, их литературное оформление и публикация.

Детальная апробация исследования – одно из условий его состоятельности и истинности результатов, один из реальных способов вовремя скорректировать и исправить его недостат­ки. Слово «апробация» латинского происхождения и дослов­но означает «одобрение, утверждение». В роли критиков, оппонентов, судей выступают коллеги-ученые, практические работники, а также научные и педагогические коллективы. Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. Важную роль играет и неофициаль­ная апробация – беседы, споры с коллегами, специалистами из других областей научного знания, а также с практическими работниками. По результатам апробации исследователь ос­мысливает и учитывает возникающие вопросы, позитивные и негативные оценки, возражения и советы. На этой основе он дорабатывает свои материалы, пересматривает, если это необходимо некоторые положения своего исследования.

По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов сво­его исследования. Ведь публикация, и письменная, и устная, и электронная, является обязательным условием завершения научного исследования (естественно, если оно действительно научное): новое знание, полученное тем или иным исследова­телем, только тогда станет научным знанием, когда оно ста­нет общественным достоянием.

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах литературной продукции:

  1. Реферат является одной из начальных форм представ­ления результатов исследования в письменном виде. С помо­щью реферата начинающие исследователи излагают свои первоначальные результаты исследования. В реферате обыч­но раскрываются теоретическое и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и выводы по проанализированному научному материалу. Рефе­рат должен показать эрудицию исследователя, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, класси­фицировать и обобщать существующую научную информа­цию. Рефераты, как правило, не публикуются.

  2. Научная статья является самой распространенной формой литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно- методических сборниках. Объем статьи обычно бывает от 5 до 15 машинописных страниц. Изложение материала в науч­ной статье должно быть систематичным и последовательным. Разделы работы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание должно быть уделено научному стилю работы. Для научного стиля характерны следующие основные требования: ясность изложения, точность слово­употребления, лаконизм, строгое соблюдение научной тер­минологии, последовательность изложения позиций, логич­ность, взаимосвязь положений. Особое внимание следует обратить на литературную редакцию текста.

Большое значение в научной статье имеет изложение за­ключения, научных выводов и предложений. В этой части статьи следует кратко и четко выделить существенные аспек­ты результатов исследования и показать пути их реализации в практике.

3. Научный отчет, доклад. Научную работу можно оформить и в виде научного отчета. Общие требования и правила оформления научного отчета изложены в соответст­вующем государственном стандарте (ГОСТе).

К научному отчету предъявляют следующие основные требования: четкость построения; логическая последователь­ность изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов ра6оты; доказательность выводов и обоснован­ность рекомендаций.

Научный отчет должен включать титульный лист, список авторов, краткий реферат, содержание (оглавление), основ­ную часть работы, список использованной литературы и приложения.

Реферат отчета должен отражать в очень кратком изло­жении основное содержание отчета, его объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования, крат­кие выводы и возможности применения результатов исследо­вания.

Основная часть отчета включает: введение; аналитиче­ский обзор научной литературы по данной теме; обоснование выбранного направления работы; разделы (главы) отчета, отражающие методику, содержание и результаты выполнен­ной работы; заключение (выводы и предложения).

В приложения включают вспомогательный материал от­чета: таблицы цифровых данных; примеры инструкций, руко­водств, анкет, тестов и т.п., разработанных и примененных в исследовательской работе; иллюстрации вспомогательного характера и т. п.

Научный доклад - по содержанию это то же, что и науч­ный отчет. В то же время, он может охватывать не всю иссле­дуемую проблему, а только какую-то логически завершенную часть, аспект. К научному докладу не предъявляются столь жесткие требования к его оформлению и форме, как к науч­ному отчету. Для него не требуется реферат, разбиение по главам. По языку, литературному стилю изложения доклад, как правило, должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия от его прочтения вслух.

    1. Методическое пособие. Основой такого пособия явля­ются сделанные на базе результатов исследования теоретиче­ски обоснованные методические рекомендации для совер­шенствования какого-либо (учебно-воспитательного, технологического и т.д.) процесса. Так как методическое пособие рассчитано на практических работников, оно должно быть написано хорошим, живом литературным языком. По возможности его следует иллюстрировать наглядными мате­риалами.

Методическое пособие можно оформить и в виде бро­шюры или книги. Брошюрой называется малообъемная пе­чатная продукция (5-48 страниц) в мягкой обложке или без обложки. Книга - непериодический печатный материал объе­мом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете.

Кстати, классическим примером блестящего методиче­ского пособия (по военному делу) можно считать знаменитую книгу А.В. Суворова «Наука побеждать», где всего на 25 страницах текста изложены рекомендации по всем, как теперь принято называть, инновациям гениального полководца - от правил ведения боя и военных переходов, до организации тыла армии и устройства госпиталей.

    1. Монография. Монографией называется научное изда­ние, в котором какая-то одна проблема (моно - одиночный) рассматривается достаточно разносторонне и целостно. Мо­нография может иметь одного или нескольких авторов.

Если исследователю удалось какую-то проблему решить по-новому, всесторонне обобщить существующие научные труды по проблеме, и он может научно обосновать свои кон­цепции по проблеме, показать конкретные возможности их реализации в практике, тогда ему целесообразно оформить результаты своего исследования в виде научной монографии.

В монографии исследователь показывает, как исследуе­мая проблема решалась ранее в научной литературе и в прак­тике, как она решается в настоящее время. Затем раскрывает­ся сущность авторских идей решения этой проблемы, описывается методика исследования, которая использовалась для подтверждения концепции. После этого подробно осве­щаются, анализируются результаты собственного исследова­ния, делаются аргументированные выводы и научно- обоснованные рекомендации. В конце монографии приводит­ся библиография использованных литературных источников. Монография также оформляется в виде брошюры или книги.

6. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, се­минарах, педагогических чтениях и т.д. Как правило, при проведении научных конференций, семинаров и т.д. принято публиковать сборники тезисов докладов и выступлений их участников. Тезисы - это очень короткий документ объема от 1 до 3 страниц печатного текста. Их объем для всех участни­ков заранее устанавливает оргкомитет конференции и т.п. Основная задача при написании тезисов - в очень сжатой, конспективной форме изложить самые главные результаты исследования, которые докладчик, выступающий хочет до­ложить участникам конференции, семинара или симпозиума.

Объемы всей научной литературной продукции измеря­ются в условных единицах - авторских (печатных) листах. Один авторский лист - 40000 печатных знаков, включая зна­ки препинания и пробелы между словами. Таким образом, один авторский лист - это примерно 23 страницы машино­писного текста напечатанного через 2 интервала или пример­но 16 страниц через один интервал.

Кроме публикаций литературной продукции, результаты исследования докладываются и обсуждаются посредством устного научного общения. Можно дать следующие условные определения основных форм организации устного научного общения:

Таким образом, мы изложили последовательность шагов от замысла исследования до оформления его результатов и их публикации, которой завершается технологическая фаза научного исследования (научно-исследовательского проекта).