Шаг третий: исследовательский проект или методологическое обоснование исследования
Как показал анализ опыта научного руководства в контексте социальных исследований на этапе планирования целесообразным представляется также разработка исследовательского проекта (В.И. Загвязинский, 1995) или программы исследования (В.А. Ядов, 2001), которые в значительной степени созвучные друг другу.
Исследовательский проект является программой исследовательской деятельности, документом научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности исследования. Как определенная методологическая модель, программа фиксируюет методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.
Программа исследования состоит из двух основных разделов – методологического и методического.
Методологический раздел программы исследования в социальной педагогике содержит такие компоненты как формулировка проблемной социально-педагогической или социальной ситуации; определение объекта и предмета исследования; выявление цели и задач поисковой деятельности; формулировка и обоснование гипотезы исследования; определение основных - ключевых понятий и категорий, которые описывают основные свойства и характеристики исследуемого объекта.
Исходным моментом социально-педагогического исследования является анализ проблемной ситуации, складывающейся в реальной жизни и социально-педагогической практике. На основе анализа проблемной ситуации формулируется проблема исследования как противоречие, содержащее в социальной реальности в целом, или же в конкретной социальной системе, в частности.
Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, поскольку содержит в себе «знание о незнании». Формулировка проблемы обеспечивает практический результат всему исследованию, а также определяет «поле» апробации и внедрения результатов в социально-педагогическую практику.
Формулировка проблемы влечет за собой определение, во-первых, цели исследования и, во-вторых, объекта и предмета исследования и таких категорий методологического аппарата как гипотеза и задачи исследования. В процессе работы над дипломным исследованием, как правило, студенты осознают взаимосвязь категорий методологического аппарата, разработка которых позволяет, во-первых, избежать эмпиризма – упрощенного подхода к описанию результатов поиска на основе фиксации только фактов, доступных внешнему выявлению без теоретического анализа и раскрытия их сущности.
Во-вторых, формулирование методологических категорий необходимо для того, чтобы определить последовательность, достичь необходимой полноты и глубины исследования, обеспечить его целостность.
В-третьих, определение цели и задач, объекта и предмета исследования, разработка гипотезы позволяют не переоценивать значение личного опыта исследователя и преодолеть одностороннее, неполное, субъективное отражение сущности социальных процессов и явлений.
Методологическое обоснование исследования является чрезвычайно важным шагом, поскольку представляет собой определение существа, логики и области исследовательской деятельности.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: разработка методики исследования и получение фактического материала
Необходимым и чрезвычайно ценным в исследовательской работе является получение фактического материала, ведь именно факты – воздух ученого ( И.П. Павлов). Для получения первичных данных студенту-исследователю необходимо изучить существующую социально-педагогическую действильность, в которой есть реальные испытуемые – носители той или иной социально-педагогической проблемы.
Для того, чтобы собрать факты, необходимо разработать пути и способы исследования, которым посвящается методический раздел программы или исследовательского проекта. Он включает:
- выбор методов и разработку методики исследования;
- обоснование и описание выборки испытуемых;
- определение методов и стратегии анализа и обработки данных, а также направлений практического использования результатов.
В дипломных работах по социальной педагогике, как правило, используется весь спектр методов исследования - наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, изучение документов, анализ продуктов деятельности испытуемых, тестовые методики, экспертные методы, социометрия и референтометрия и др. Широко применяются комплексные методики - изучение, анализ и обощение опыта деятельности специалистов социальной сферы, изучение случая, мониторинг, дельфи-метод и др. В дипломном исследовании предполагается также социально-педагогический эксперимент – констатирующий и преобразующий в форме опытно-экспериментальной работы.
Выбор методов исследования обусловлен рядом факторов:
проблема и цель исследования;
форма организации исследования;
особенности испытуемых;
возможности и умения исследователя и др.
Задача студента-дипломника заключается в том, чтобы, во-первых, научиться применять методы исследования и разработать методику, с помощью которой возможно получение новых фактов и которая является комплиментарной и для исследования данной конкретной проблемы, и для реальных испытуемых – детей, подростков, учителей, родителей, включенных в процесс исследования.
Кроме того, дипломное исследование предполагает применение выборочного метода, который позволяет делать заключения о характере изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения лишь некоторой ее части – выборки, объем которой должен быть не менее 10% от генеральной совокупности.
Обработка полученных данных проектируется, а затем осуществляется путем качественного и количественного анализа результатов. Результаты представляются в виде качественного описания, процентных показателей, графически – в форме таблиц, диаграмм, схем, а также в форме выводов и обобщений, в которых отражены установленные закономерности.
Важным аспектом дипломного исследования в области социально-гуманитарного знания и социально-педагогической практики является разработка моделей, проектов, методик и технологий совершенствования социально-педагогической деятельности, решения социально-педагогических проблем на разных уровнях. В связи с этим, в дипломной работе предполагается на только констатация проблемы и выявление закономерностей, но и разработка, а затем опытно-экспериментальное внедрение конструктивных подходов к регулированию изучаемых социально-педагогических процессов.
ШАГ ПЯТЫЙ: оформление результатов исследования
Структурные элементы рукописи учебно-научно-исследовательской работы студента (курсовой, дипломной работы) по сути одинаковы. Дипломная работа представляет собой развернутое изложение результатов исследовательской деятельности, которое будет представлено для ее экспертной оценки и последующей защиты. Анализ подходов к оценке дипломных исследований позволяет выделить основные элементы, определяющие уровень научной квалификации студента-дипломника, на которые в первую очередь обращают внимание рецензенты, оппоненты, члены Государственной экзаменационной комиссии. К таким элементам можно отнести:
умение корректно сформулировать тему и проблему исследования;
овладение научной информацией по исследуемой проблеме;
уровень анализа проблемы;
обоснованное использование необходимых для изучения проблемы методов исследования;
логически грамотное построение всей работы;
умение сформулировать научные результаты, показать степень их новизны;
умение сформулировать теоретическую и практическую значимость исследования;
научный язык дипломной работы, четкость формулировок, концептуальное единство.
Достоинства и недостатки дипломной работы как учебно-научной квалификационной работы выявляются, прежде всего в ее тексте. Важнейшая особенность диссертационного текста – в том, что он предназначается для оценивания со стороны рецензентов и членов ГЭК, которые решают вопрос об уровне профессиональной квалификации будущего социального педагога.
В процессе работы над текстом студенту-дипломнику следует иметь в виду, что он адресован определенному кругу специалистов высокой квалификации, с которыми автор ведет мысленный диалог и поэтому текст диссертации должен быть, с одной стороны, высоко научным и, с другой, доступны, поскольку социально- педагогическое исследование является прикладным, практико-ориентированным.
- Содержание
- Глава 1. Организация и выполнение курсового исследовательского проекта…………………………………………………..6
- Глава 2. Подготовка, оформление и защита дипломной работы…………………………………………………………………………16
- Глава 1. Организация и выполнение курсовых работ и исследовательских проектов.
- 1.1. Значение и задачи выполнения студентами курсовых проектов
- 1.2. Организация и выполнение курсовых исследовательских проектов.
- 1.3 Структура курсовой работы
- Основная часть.
- 1.4 Требования к оформлению курсовых работ
- 1.5 Сотрудничество студента с научным руководителем
- 1.6 Защита курсовых работ
- Глава 2. Подготовка, оформление и защита дипломной работы
- 2. 1 Общие требования к дипломной работе
- 2.2 Основные этапы дипломного исследования
- Шаг третий: исследовательский проект или методологическое обоснование исследования
- 2.3 Структурные элементы дипломной работы
- Титульный лист
- Задание на дипломную работу
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список использованных источников
- 2.4 Дизайн дипломной работы
- 1 Теоретический анализ проблемы гендерной социализации в подростковом возрасте
- 2.3 Основные направления совершенствования социально-педагогической деятельности по решению проблем детей из семей группы социального риска (третий подраздел второго раздела)
- Пример оформления таблицы
- 2.5 Защита дипломной работы
- Список использованных источников
- Приложение 1
- 502 Группа
- Социально-педагогические условия сохранения здоровья современных подростков
- Приложение 2
- 4. Рэкамендуемая літаратура _____________________________________________
- Приложение 3
- Образец оформления содержания курсовой / дипломной работы
- Список использованных источников
- Приложение 5 Критерии оценки исследовательской и профессиональной компетенции студента при выполнении курсовых и дипломных работ
- 10 Баллов – десять:
- 9 Баллов - девять:
- 8 Баллов - восемь:
- 7 Баллов - семь:
- 6 Баллов - шесть:
- 5 Баллов - пять:
- 4 Балла - четыре:
- 3 Балла – три, незачтено:
- 2 Балла – два, незачтено:
- 1 Балл – один, незачтено:
- Приложение 6