logo
Организация документооборота

1.2 Разработка функциональной модели системы средствами BPwin

На современном рынке CASE-средств, BPwin, разработанный фирмой Logic Works, входит в число лучших на сегодняшний день. САSЕ-средство верхнего уровня BPwin поддерживает методологии IDЕF0 (функциональная модель), IDEF3 (Workflow Diagram) и ОРД (Dataflow Diagram). Функциональная модель IDEF0 предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии - модель AS-IS и идеального положения вещей -того, к чему нужно стремиться модель TO-ВЕ. Методология IDЕF0 предписывает наст построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.

Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром - контекстная диаграмма, после чего проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно. Затем каждая подсистема разбивается па более мелкие и так далее до достижения нужной степени детализации.

Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ, каждая из которых оперирует с некоторым набором данных. Работа изображается в виде прямоугольников, данные - в виде стрелок. Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.

Моделируемая система отделена границей от внешней среды. Границей выступают механизмы, управление, входы и выходы. Вход - материaл или информация, которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода).

При проектировании системы ООО «Лазком» были выявлены входы - «Информационный ресурс», «Товары, закупленные у поставщиков», «Сырье», «Рабочие». Управление - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа.

При проектировании системы ООО «Лазком» были выявлены границы управления - «Налоговая инспекция», «Государственная Администрация», «Таможенный комитет» и «ГОСТы». Механизм - ресурсы, которые выполняют работу. Механизмами выступают «Трудовые ресурсы» и «Материально-технические ресурсы». Выход - материал или информация, которые производятся предприятием. Выходы - «Проданный товар/услуга», «Уволенный персонал» и «Документация».

Система ООО «Лазком» преобразует входы «Информационный ресурс», «Товары, закупленные у поставщиков», «Сырье», «Рабочие», а на выходы «Проданный товар или услуга», «Уволенный персонал» и «Документация». Преобразование входов в выходы осуществляется под управлением «Налоговая инспекция», «Государственная Администрация», «Таможенный комитет» и «ГОСТы», и используя механизмы «Материально-технические» и « Трудовые ресурсы» (рис. 1).

Рис. 1. Контекстная диаграмма ИС ООО «Лазком»

После описания системы в целом проведено разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции первого уровня (рис. 2).

Процесс декомпозиции каждого большого фрагмента системы на более мелкие и так далее происходит до достижения нужного уровня подробности описания.

В процессах, подпроцессах и действиях, осуществляемых при достижении стратегической цели - получение прибыли, участвуют следующие подсистемы ООО «Лазком» - «директор», «бухгалтерия», «отдел продаж», «склад», «производственный цех». Информационная система ООО «Лазком» разбивается на пять подсистем, каждая из которых отображает бизнес-процессы структурных подразделений предприятия, которые взаимодействуют между собой. Подсистемам соответствует следующие виды работ структурных подразделений.

Подсистема «Директор» осуществляет управление предприятием. В его обязанности входит поиск новых рынков сбыта и поставщиков сырья с наиболее выгодными предложениями, а так же отслеживает работу сотрудников и следит за соответствием продукции качеству и стандартам.

Подсистема «Бухгалтерия» выполняет работу по осуществлению финансовой деятельности предприятия, которая направлена на обеспечение финансовыми ресурсами, формирование и распределение доходов и накоплений предприятия, финансирование затрат на расширение производства, соцобеспечение и материальное стимулирование работников.

Подсистема «Отдел продаж» осуществляет поиск новых рынков сбыта, ведет учет материалов и оформляет отпуск материалов для клиента. Принимает мер по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей. Осуществляет контроль реализации продукции.

Рис. 2. Диаграмма декомпозиции первого уровня ИС ООО «Лазком»

На диаграмме декомпозиции второго уровня работы « Бухгалтерия» (рис. 3) отражаются основные работы деятельности бухгалтерии и их взаимосвязи. Декомпозиция работы «Бухгалтерия» была проведена с целью проектирования основного функционального назначения данного отдела.

«Бухгалтерия» была разбита на подсистемы «Ведение бухгалтерского учета», «Расчет заработной платы», «Прием на работу и увольнение», «Оформление отчетности». На входе диаграммы декомпозиции второго уровня «Бухгалтерия» находятся акты о произведенной продукции, расходные накладные и ТТН, отчеты об отгруженной продукции, рабочие, утвержденная документация. На выходе соответственно уволенные сотрудники, сформированная документация, полная финансовая и хозяйственная отчетность.

Рис. 3. Диаграмма декомпозиции второго уровня «Бухгалтерия»

На диаграмме потоков данных показываются работы, которые входят в состав описываемого бизнес-процесса, а также показываются входы и выходы каждой из работ. Данные входы и выходы представляют информационные, либо материальные потоки. При этом выходы одной работы могут являться входами для других.

На диаграмме DFD «Оформление расходного документа» (рис.4), отражены работы, которые входят в состав описываемого бизнес-процесса «Формирование расходного документа», а также показываются входы и выходы каждой из работ. Диаграмма «Оформление расходного документа» показывает движение материальных и информационных потоков без учета временной последовательности работ «Формирование расходной накладной», «Выписка ТТН». Внешней сущностью являются «Бухгалтер» другие элементы диаграммы являются хранилищами данных. При формировании расходной накладной необходимо владеть такой информацией, как наименование товара, количество товара, сумма проданного или отправляемого товара, а так же должны быть учтены нормы и стандарты.

Рис. 4. Модель потоков данных процесса «Оформление расходного документа»

Для построения процесса «Формирование расходной накладной» использовалась методология IDEF3 (Woгkflow diagramming). С ее помощью описаны сценарии действий сотрудников учреждения. Методология IDEF3 дает возможность аналитикам описать ситуацию, когда процессы выполняются н определенной последовательности, а также описать объекты, участвующие совместно в одном процессе. Окончание одной работы служит сигналом к началу нескольких работ, или же одна работа для своего запуска ожидает окончания нескольких работ.

Инициатором процесса (рис.5) выступает работа «Подача заявки на приобретение товара, услуги». Внешней сущностью по отношению к процессу выступает «Клиент». Заявка может бить подана одним из двух вариантов либо лично, либо по телефону. Заявка поступает на рассмотрение, если товар есть в наличии, то бухгалтером в 1С вносятся соответствующие данные, такие как наименование товара, вид товара, заказываемое количество, цена. На основании введенных данных программой формируется накладная, которая поступает на печать.

Рис.5. Формирование расходного документа