§ 4. 2. Описание (блазонирование) гербов.
Французское название геральдики – «blason» - от немецкого «blasen» - значит «трубить в рог». Этот термин происходит из турнирного церемониала: подъезжая к барьеру, ограждающему место проведения турнира, рыцарь трубил в рог, сообщая о своём прибытии. Затем для выяснения прав рыцаря на принятие участия в турнире выходил герольд и вслух описывал герб претендента. От слова «blasen» происходит целая вереница европейских синонимов: французское «blasonner»; немецкое «blasoniren»; английское «blazon»; испанское «blasonar»; русское «блазонировать» - описывать герб.
Блазонирование всегда должно быть составлено максимально кратко, но и как можно более точно, чтобы по одному только словесному описанию можно было сделать рисунок описываемого герба или представить его себе мысленно. В средние века словесное описание (устное или записанное в книге без иллюстраций) было единственным способом зафиксировать герб в памяти или документе, так как далеко не всегда была возможность присовокупить к словесному описанию рисунок. Для этого в Западной Европе герольдами был выработан специальный геральдический язык – блазон, призванный с помощью особых терминов описать любой герб максимально точно и притом коротко. Сейчас, благодаря достижениям полиграфии, почти всегда можно сопроводить рассказ о гербе цветным рисунком, поэтому важность описания отошла на второй план.
В Россию геральдика пришла с многовековым опозданием, да и то, как заимствованное культурное явление, а не как основанная на долгой практике традиция. Поэтому и специальный геральдический язык в российской геральдике не успел выработаться полностью – в этом не было нужды. Побочный эффект этого обстоятельства проявляется сегодня, когда появляются гербы, которые вообще невозможно точно описать не только специальными геральдическими терминами, но и даже простым русским языком. В таких случаях разъяснительная функция возлагается на прилагаемую картинку, ибо без такой иллюстрации никто не сможет не только воспроизвести герб по словесному описанию, но часто даже не сумеет его себе ясно представить. С точки зрения геральдической традиции герб, который не может быть точно и внятно описан посредством ограниченного набора специальных терминов, гербом не является, или является неграмотным, неправильным гербом.
Английский, французский и немецкий блазоны выверены временем, отточены и лаконичны. Эти специальные языки позволят описывать любой герб гораздо короче, чем это может русский язык. Но в целом можно сказать, что российская геральдика всё же располагает весьма неплохой геральдической терминологией, которая, однако, не может быть столь же краткой, как и классическая западноевропейская, в силу структурных особенностей самого русского языка. Из-за этих особенностей мы не можем, в частности, отказаться от пунктуации в тексте блазона, как это предписывает английская традиция, но должны всё же заботиться о лаконичности, избегать в описании тавтологии и многократного повторения одних и тех же терминов. Вместе с тем забота о краткости блазона никогда не должна превозмогать заботу о его точности. Точность – главное в описании герба, и во имя точности иногда необходимо жертвовать краткостью.
В геральдике правая и левая стороны щита определяются не с точки зрения человека, смотрящего на щит, а с точки зрения человека, стоящего за щитом, или воина, держащего его в руке. Таким образом, левая часть щита на рисунке, обращённая к правой руке воина, считается правой, а правая часть, обращённая к левой руке (которая держит щит) считается левой. Поэтому, когда речь идёт об ориентации элементов герба, например, фигуры льва, указывается, что фигура повёрнута геральдически вправо (или геральдически влево), или просто в большинстве случаев вправо или влево. Всегда, когда речь идёт об ориентации в щите и указывается "право" или "лево", имеется в виду геральдическая ориентация. Чем древнее герб, тем проще его рисунок. Может быть и такое, что герб не имеет фигур.
Блазонирование всегда должно следовать установленной модели:
1. Поле, включая любые деления;
2. Почетная геральдическая фигура;
3. Важнейшие фигуры на поле, затем любые малые фигуры;
4. Любые фигуры на почетной геральдической фигуре;
5. Любые простые геральдические фигуры;
6. Любые фигуры на простых геральдических фигурах.
Величина изображённой в гербе фигуры, должна быть соразмерна с полем, в которое она помещена. Геральдические фигуры имеют точно определённые размеры, а для остальных последние выбираются произвольно. Если в одном поле размещают несколько фигур, то величина их становится меньше нормальной, причём однородные фигуры (т.е. изображения одних и тех же предметов), должны быть одинаковой величины. Каждая фигура занимает в щите определённое место, называемое положением, а если их несколько, то они имеют определённое расположение. Главнейших положений девять. С их помощью можно точно указать место фигуры на щите.
Если фигура на щите занимает точку "А", то он помещена в центре щита.
Если она изображена между "Г" и "Д", то она во главе щита, а если между "З" и "И", то в оконечности щита. Точка "Б" означает вершину главы, а точка "В" - окраину щита. Если фигура находится в точке "Е" (почётное место), то она повышена, а когда она занимает точку "Ж" (фокус), то фигура понижена.
Точки "Г", "Д" и "З", "И" представляют собой верхние и нижние, правые и левые углы щита.
Г | Б | Д |
|
Е |
| ||
А |
| ||
З | И |
| |
Ж |
| ||
В |
|
Помещаясь в щите, фигуры могут иметь правильные, неправильные и случайные расположения. Различают следующие правильные расположения:
Одна фигура - если не имеет особого месторасположения, как некоторые геральдические фигуры, должна быть изображена в центре щита. Но эта фигура может быть повышена, понижена, находиться в углах, или занимать другое положение.
Различают следующие правильные расположения. Одна фигура - если не имеет особого месторасположения, как некоторые геральдические фигуры, должна быть изображена в центре щита. Но эта фигура может быть повышена, понижена, находиться в углах, или занимать другое положение. При правильном расположении нескольких фигур, их помещают в центре рядами, и при описании, число фигур каждого ряда (начиная сверху) называется цифрами, разделёнными точками. Две фигуры - должны быть помещены одна под другой. Три фигуры - помещаются две сверху и одна под ним, если они расположены в обратной последовательности, т.е. одна вверху и две внизу, то такое расположение называется неправильным, и этот термин употребляется для всех обратных расположений фигур. Четыре фигуры - располагаются в два ряда по две фигуры. Пять фигур - в три ряда. Шесть фигур - тоже в три ряда. Случайными - называются другие расположения фигур, отличные от правильных и неправильных.
Когда в щите помещено более 12-ти фигур, причём некоторые из них выходят за его края, то такой щит называется усеянным. Если фигуры разнородные, то главнейшей считается или находящаяся в центре, или большая по величине. Остальные фигуры сопровождают, окружают или изображаются таким образом, что приходится применять описательную форму для указания их расположения в щите. Если одна фигура помещена на другой, то последняя называется обременённой. Если же фигура опоясывает или охватывает другие фигуры, то последние именуются обрамлёнными. Иногда в этом случае, обрамляющая фигура не только покрывает часть других фигур, но и размещается сразу в нескольких полях щита. Фигуры обременяющие изображаются по направлению последних. Если же они помещены иначе, то это всегда указывается.
В отличие от английского российский геральдический язык подсчитывает не число полос, образованных разделительными линиями, а число самих разделительных линий. Поэтому, если щит разделён, например, на четыре части, указывается, что это щит, трижды рассечённый, трижды пересечённый или трижды скошенный (слева или справа). Затем следует упоминание цветов, в которые окрашены получившиеся части. Не надо отдельно описывать каждую такую часть - достаточно назвать сначала один, а потом другой цвет (если разделённый щит окрашен двумя тинктурами, как это чаще всего бывает). Например: щит, трижды рассечённый на лазурь и серебро. При этом важно следовать следующему принципу:
если щит рассечён, то первым называется цвет правого поля Щит рассечён на червлень и серебро | если щит пересечён, то первым называется цвет верхнего поля Щит пересечён на червлень и серебро | ||
если щит скошен слева, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла Щит трижды скошен слева на червлень и серебро | если щит скошен справа, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла; когда угол при этом разделён на две части, главной считается верхняя половина, то есть граничащая с верхним краем щита Щит трижды скошен справа на серебро и зелень | ||
если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро | если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита. Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро |
Рисунок 8. Блазонирование щита.
Наибольшую проблему для блазонирования представляют сложно разделённые щиты. Какой цвет называть первым, с какого участка щита начинать отсчёт? Начинать нужно с правого верхнего угла щита. Но часто бывает (например, в случае ромбовидно разделённых щитов), что этот угол разделён диагонально на две части. Из этих двух половин главная та, что находится сверху, или прилегает к верхнему краю щита. Когда нужно описывать такой сложный щит (или когда нужно раскрасить новый), мы сначала делим щит на четверти. Потом мы выбираем первую четверть щита, и мысленно скашиваем её справа, не взирая на то, как она разделена в действительности. После этого мы получаем точное указание на участок, с которого надо начинать отсчёт – то есть, как и в случае с простым скошением справа, первым называется тот цвет, что сверху. Этот принцип можно проиллюстрировать следующей схемой. Рис. 9):
Щит разделён ромбовидно | Щит делится на 4 части, после чего выбирается первая четверть (отмечена цифрой 1) | Полученная четверть делится обычным скошением справа, далее выбирается верхняя из 2 частей (отмечена цифрой 1) - с неё и нужно начинать отсчёт | Первым цветом считается тот, с которого начинается окраска полученной половинки - это красный треугольник, под цифрой 1. Далее упоминается цвет, в который окрашен участок номер 2. |
Рисунок 9. Блазонирование сложно разделенного щита.
Ещё большую трудность могут доставить нестандартные щиты, окрашенные в несколько цветов. Например, шит, трижды скошенный справа, но окрашенный не двумя, а четырьмя тинктурами. Такой щит приходится – вопреки очевидной логике – описывать с середины, а потом возвращаться к этому месту через верх. Но у геральдики своя логика:
В соответствии с вышеизложенным принципом этот щит должен быть описан как трижды скошенный справа на лазурь, серебро, червлень и золото (1). Но для большей ясности его можно описать сложнее: щит, скошенный справа, верхняя часть скошена справа на золото и лазурь, а нижняя - на серебро и червлень (2). |
Рисунок 10. Блазонирование нестандартного щита.
Соответственно иерархии направлений деления щита и частей щита описываются и щиты, разделённые на три части. В первых двух приведённых примерах вертикальная линия, доходящая только до центра щита, описывается как полурассечение. В первом случае полурассечение упоминается сначала, так как находится в первоочерёдной верхней части щита, а во втором случае - после пересечения, так разделяет нижнюю, вторую по важности часть щита. В третьем и четвёртом примерах для простоты целесообразно использовать термин вилообразное деление (прямое и опрокинутое), хотя это деление представляет собою сочетание полускошений справа и слева с полурассечением и полурассечения с полускошениями вправо и влево.
Вообще же всегда отдаётся предпочтение правому над левым и верхнему над нижним. При этом рассечение главнее пересечения, рассечение и пересечение главнее обоих скошений, а правое скошение главнее левого (Рис. 11).
Щит полурассечён и пересечён на чернь, серебро и червлень | Щит пересечён и полурассечён на золото, лазурь и червлень | Щит разделён вилообразно на червлень, золото и серебро | Щит разделён опрокинуто-вилообразно на лазурь, червлень и серебро |
Рисунок 11. Вилообразное деление щита.
Всё это, разумеется, относится именно к делениям щита, то есть к областям, полученным в результате рассечения, пересечения, скошения щита или комбинацией этих делений. Деления не следует путать с главными гербовыми фигурами, при блазонировании которых действуют свои правила. Строго говоря, нет никакой разницы между, например, серебряным столбом в червлёном поле и дважды рассечённым на червлень и серебро щитом. Или между серебряным поясом в червлёном поле и дважды пересечённом на червлень и серебро щитом. То же - в случаях с перевязью и двойным скошением. Однако простые деления щита отличаются от главных геральдических фигур тем, что первые всегда образуют равное число вертикальных, горизонтальных и диагональных полос каждого цвета. Щит, рассечённый, пересечённый или скошенный дважды, в действительности всегда является щитом, несущим, соответственно, столб, пояс или перевязь. То же относится и ко всем щитам, разделённым чётное количество раз. Любое чётное число рассечений, пересечений или скошений всегда образует не полосы, а столбы, пояса и перевязи в соответствующем количестве. Полосы, не являющиеся геральдическими фигурами, образуются только при нечётном числе рассечений, пересечений или скошений. Например, щит, "четырежды рассечённый на золото и чернь", в действительности должен читаться как "два чёрных столба в золотом поле".
- Федеральное агентство по образованию и науке российской Федерации
- Москва 2007
- Введение
- § 1. Элементы герба.
- § 2. Формы щитов.
- § 3. Финифти (эмали), металлы и меха.
- § 4. Разделение щита и особенности его блазонирования.
- § 4.1. Деление щита.
- § 4. 2. Описание (блазонирование) гербов.
- § 5. Гербовые фигуры.
- § 5.1. Фигуры геральдические.
- § 5.1.1. Почётные фигуры.
- § 5.1.2. Простые фигуры.
- § 5.2. Фигуры негеральдические.
- § 5.2.1. Естественные фигуры.
- § 5.2.2. Искусственные фигуры.
- §5.2.3. Фантастические фигуры.
- § 6. Внешние фигуры и украшения щита.
- § 6.6 Девиз – это короткая фраза, содержащая в себе убеждения, принципы, правила поведения и мировосприятия, открывающая внутренний мир, сущность владельца герба.
- § 6.11. Снурки - гирлянды из листьев или цветов – чаще использовались в дамских гербах, как символ девичества или вдовства обладательницы.
- § 7. Особенности гербов: членов семей аристократических родов, и их незаконнорожденных потомков.
- § 7. 1. Гербы сыновей.
- § 7. 2. Гербы незаконнорожденных.
- § 7.3. Гербы женщин.
- § 7. 4. Гербы духовных лиц.
- Библиография. Нормативно-правовые акты.
- Основная литература.
- Дополнительная литература.