§ 2. Формы щитов.
Щит представляет собой важнейшую часть герба. Он считается геральдической платформой, не имеющей себе равных в искусстве геральдики. В разное время применялись различные формы щитов (Рис. 2).
Рис. 2. Формы щитов.
Древние греки использовали круглые щиты, тогда как римляне предпочитали большие прямоугольные с несколько закругленными концами.
На щитах изображались символы, но они не имели геральдического значения.
Во второй половине XII в. появились длинные треугольные щиты, почти полностью закрывавшие воина. Эта обратнокаплевидная форма щитов или, как ее еще называют, форма «воздушного змея». Она была одной из наиболее распространённых форм рыцарского щита, которая первоначально и была введена в геральдику. В Древней Руси такая форма щита была очень популярна, почему ее часто называют «древнерусской».
Щиты изготавливались из деревянных листов, склеенных между собой. Меч противника застревал в таком щите, что давало владельцу щита секундное преимущество. Щит покрывался кожей, пергаменом или льном, а также гипсом или мелкой штукатуркой. На такую поверхность наносились геральдические символы. Щиту придавалась большая прочность посредством вбитых в него гвоздей с большими шляпками, металлических лент или другой арматуры. Внутренняя часть покрывалась тканью. К ней же крепились ремешки и набитые подушки для смягчения удара. Но так как на таком щите могло поместиться лишь незначительное число фигур, эта форма вскоре вышла из употребления.
С течением времени щит уменьшался в размерах, пока не стал равен одной третьей части роста воина. Щит принял форму, похожую на основание утюга (в России она именуется «варяжской»). Такая форма щита стала весьма популярной, и именно она доминирует в геральдике с XIV века.
Таким образом, с XII до XVI вв. формы геральдических щитов следовали моделям настоящих аналогов. Но после Возрождения художественные вольности появляются и в геральдике. Гербы помещались в богато украшенные рамки. В XVIII в. в эпоху рококо щиты перестали напоминать привычные для них формы, а вместо этого стали витиеватыми, напоминая внутреннюю сторону морской раковины. Края изображались в виде свитков. В конце XVIII - начале XIX вв. наступила геральдическая депрессия. Щиты стали толстыми и непривлекательными.
В настоящее время употребляются две основные формы щитов: ромбовидная (или веретенообразная) и французская. Традиционный гербовый щит был частью военного снаряжения мужчины и, разумеется, женщинам не подходил. Поэтому специально для женщин определили щит в форме ромба ("lozenge" - ромбовидный щит без навершия), очевидно, это был намёк на веретено - непременный атрибут средневековой женщины. Для мужчин предназначена французская форма щита, представляющая собой прямоугольник, ширина которого равна 8/9 высоты, с закруглёнными нижними углами и закруглённым вниз остриём в середине нижней части, получающимся из сложенных вместе частей отрезанных, при закруглении, нижних углов.
- Федеральное агентство по образованию и науке российской Федерации
- Москва 2007
- Введение
- § 1. Элементы герба.
- § 2. Формы щитов.
- § 3. Финифти (эмали), металлы и меха.
- § 4. Разделение щита и особенности его блазонирования.
- § 4.1. Деление щита.
- § 4. 2. Описание (блазонирование) гербов.
- § 5. Гербовые фигуры.
- § 5.1. Фигуры геральдические.
- § 5.1.1. Почётные фигуры.
- § 5.1.2. Простые фигуры.
- § 5.2. Фигуры негеральдические.
- § 5.2.1. Естественные фигуры.
- § 5.2.2. Искусственные фигуры.
- §5.2.3. Фантастические фигуры.
- § 6. Внешние фигуры и украшения щита.
- § 6.6 Девиз – это короткая фраза, содержащая в себе убеждения, принципы, правила поведения и мировосприятия, открывающая внутренний мир, сущность владельца герба.
- § 6.11. Снурки - гирлянды из листьев или цветов – чаще использовались в дамских гербах, как символ девичества или вдовства обладательницы.
- § 7. Особенности гербов: членов семей аристократических родов, и их незаконнорожденных потомков.
- § 7. 1. Гербы сыновей.
- § 7. 2. Гербы незаконнорожденных.
- § 7.3. Гербы женщин.
- § 7. 4. Гербы духовных лиц.
- Библиография. Нормативно-правовые акты.
- Основная литература.
- Дополнительная литература.