logo
теория геральдики

§ 6. Внешние фигуры и украшения щита.

Щит с изображёнными в нём фигурами не составляет всего герба, хотя и является главнейшей его частью, вокруг которой располагаются, другие, менее значительные фигуры. Поэтому щит часто называют внутренней частью герба. Совокупность внешней и внутренней частей составляет уже полный герб.

Внешние части герба составляют некоторые прибавления и украшения: короны, шапки, шлемы, бурелет, намет, нашлемник, щитодержатель, мантия, сень, снурки, девиз.

§ 6.1. Шлем - металлическое наголовье, головной доспех, часто помещавшийся на щитом, в основном был двух видов – западноевропейский (округлый) и русский (остроконечный), может быть изображен в фас и в профиль (в правую геральдическую сторону). Уже в XIII в. шлем воина стал своеобразной основой для геральдических цветов и фигур, которые часто рисовались на его частях и могли помочь защитить его от ударов оружия. Однако прошло немало времени, прежде чем сам шлем стал действительно геральдической фигурой – до конца XV столетия он включался в герб только лишь как «помост» для клейнода. Они мало использовались для обозначения ранга, и гербовники доказывают, что все ранги общества, от рыцаря до монаха, использовали один и тот же тип шлема. Подобная тенденция в отношении шлема существует и в России при составлении современных гербов. Приблизительно с 1500 г. наличие короны или диадемы на шлемах тех, кто принадлежал к королевским родам, стало общепринятым. К этому же времени стоит отнести появление так называемой «решетки», или открытого шлема, у которого имелось определенное количество украшающих решетин на лицевой части. Во времена Ренессанса шлем богато украшался вычурными узорами, золотыми и серебряными окантовками и, само собой, со строго определенным количеством решетин для обозначения ранга носителя. Гербы знати рангом ниже имел закрытый шлем, у которого было закрытое забрало, полностью закрывавшее лицо, либо шлем, получивший шутливое, но весьма точное наименование «лягушачья морда, или просто «лягушонок». Большинство шлемов были повернуты лицевой частью вправо, или «декстер». Шлем, повернутый в обратном направлении, «синистер», указывал на незаконнорожденность его владельца.

Таким образом, шлемы носили следующие отличительные приметы:

- у королей - шлемы открытые, с лицевой стороны, золотые и с насечкой;

- у герцогов и принцев крови - открытые, серебряные;

- у маркизов - то же, но со спущенной решеткой;

- у графов - серебряные, повернутые в три четверти, с девятью решетинами;

- у баронов - то же, но с семью решетинами;

- у дворян - шлемы из полированной стали, обращенные в профиль с закрытым забралом и четырьмя решетинами;

- у детей от не освященных союзов - шлем из того же металла, но с закрытым забралом и повернут влево.

§ 6. 2. нашлемник (клейнод) - фигура (зверя, птицы, цветка и т.д.) в верхней части шлема, или на шлеме. Это трехмерный объект, который служит украшением верхней части шлема. С начала XIII в. верхняя часть шлема часто была плоской и плавно переходила в веерообразный клейнод. В XIV в. на рыцарских турнирах демонстрируются клейноды, выполненные в форме так называемой «мелодии ветра», то есть в форме вращающихся дисков, обрамленных павлиньими перьями. В этот же период стал популярен тип клейнода, который назывался «панаш», особенно почитаемый среди английских рыцарей. Он состоял из слоев перьев, украшавший шлем, которые поднимались вверх высоким куполообразным пиком, часто повторяя контуры так называемого «bascinet» - куполообразного шлема, очень модного в то время. С XV в. клейноды стали очень сложными. Немецкие шлемы часто увенчивались рогами буйволов или парой крыльев. Края этих клейнодов позже стали украшаться небольшими листьями или колокольчиками, но наиболее популярными были крылья павлина. Пространство между крыльями и рогами в клейноде позволяло разместить даже больше украшений: конические шапки, башни и человеческие фигуры добавлялись на шлем для усиления восхищения.

Главные типы нашлемников следующие: рога, крылья, перья и флаги, естественные фигуры (человека или животных), искусственные фигуры, щитовые доски, головные уборы.

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV в. шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п. Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет. Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным нашлемниками и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами. На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.

Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера. Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны. Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами". Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.

Флажки изображаются маленькими, на подобие вымпелов, треугольными или квадратными. Если флажков несколько, они располагаются веерообразно и симметрично относительно центра шлема. Флажки должны иметь гербовые цвета, изображенные на них фигуры всегда обращены к древку. Иногда флажками бывают утыканы рога.

Естественные фигуры (человека и животных). Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Возрастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры. Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски. Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы. В качестве нашлемника используются самые разнообразные головные уборы. В средневековых гербах можно видеть архаичные формы головных уборов - высокие остроконечные шляпы с отворотами, колпаки с раздоенными верхушками. Нашлемниками служат и епископские митры. В российской геральдике целая серия так называемых "лейб-компанских" гербов имеет шлемы, увенчанные гренадерскими шапками.

§ 6.3. намёт (lambrequin, mantling) - это украшения в виде виньетки, выходящие из-за шлема к боковым сторонам щита, напоминает целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. Обычно намет бывает двухцветным. Его наружная поверхность окрашена в основной цвет эмали герба, тогда как на подбой идет цвет основного металла. Хотя встречаются случаи, когда для окраски намета использовались и три, и четыре цвета – в испанской и португальской геральдике. В ранних геральдических примерах изображения нашлемника намет был очень простым, ниспадая из-под клейнода как один большой кусок материи, закрывающий большую часть шлема. Позже намет стали делать разрезанным на множество частей, иногда напоминающих скорее листву, чем материю. Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если: поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным; расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д. Если в гербе используются два и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

§ 6.4 Бурелет (от французского "burrelet" – венок) - жгутик из ткани, украшающий шлем. Место присоединения намета и клейнода к шлему часто закрывалось «венцом» из скрученной ткани – так называемый «бурелет». Он обычно исполнялся в цветах намета.

§ 6. 5. Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией.

Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей XV в веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Использование короны для украшения щита и в качестве гербовой фигуры пришло, вероятно, от монет - при французском короле Филиппе VI начали чеканить монеты, на обратной стороне которых изображалась корона. Тогда только короли помещали короны в свои гербы, но с развитием феодализма даже самые мелкие феодалы начали носить короны и украшать ими гербы. Очень часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху.

Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет. Короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаются в городских гербах.