logo
Информационные потребности и информационные запросы

4. ПОТРЕБИТЕЛИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Организовать должным образом библиографическое обслуживание невозможно без хорошего знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. Поэтому возникает необходимость классификации читателей как реальных и потенциальных потребителей библиографической информации.

В отечественном библиотековедении и библиографоведении существуют различные подходы к классификации читателей. С библиографической точки зрения наибольший интерес представляет дифференциация, в основу которой положены сферы профессиональной деятельности читателей, их должностной статус. Несомненно, свой отпечаток на информационные потребности накладывают и другие социально-демографические и личностные характеристики людей (уровень образования, стаж работы, возраст, жизненный опыт и т. д.). Все это важно учитывать при организации библиографической работы в библиотеке, однако для удовлетворения профессиональных информационных потребностей в первую очередь необходимо иметь в виду именно профессию и должностные обязанности потребителей информации.

Рассмотрим с этих позиций основные группы потребителей библиографической информации, обслуживаемых главным образом областными, некоторыми специальными библиотеками и централизованными библиотечными системами и/или муниципальными публичными библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.

К первой группе следует отнести прежде всего руководителей всех рангов как наиболее квалифицированных специалистов, наделенных правом принимать решения в условиях дефицита времени. Чем выше ранг руководителя, тем масштабнее воздействие принимаемых решений. Оптимальность этих решений в немалой степени зависит от уровня информированности руководителей. Практика показывает, что самая лучшая информационная система не исключает возможности ошибок в управлении, однако плохая информация всегда приводит к нестабильному менеджменту.

В конечном итоге информированность руководителей во многом способствует всестороннему ускорению социально-экономического развития общества, успешному достижению целей и решению тех задач, которые возникают в их повседневной деятельности.

Тематический диапазон информационных потребностей руководящих работников отличается широтой, при этом чем выше ранг руководителя, тем многоаспектнее его информационные потребности. На их формировании сказывается как культурно-экономический профиль области (города, района), профиль деятельности отдельного предприятия (организации), так и административно-должностное положение руководителя, принимающего управленческое решение не только по долговременно существующим проблемам, но и по вопросам, требующим оперативных мер в условиях дефицита времени. К тому же руководителю нужна не «сырая» информация об объекте управления, а весьма специфическая квинтэссенция.

В настоящее время под воздействием политических, социально-экономических и других факторов в структуре занятого населения произошли существенные изменения. Это относится и к категории руководителей всех рангов. Переход к рыночной экономике определенным образом сказался на содержании и направленности их информационных потребностей.

Остановимся кратко на особенностях информационных потребностей руководителей регионального звена (область, город, район). Информационные потребности таких руководителей, как губернаторы, мэры, главы администраций в совокупности могут охватывать почти все области знания, поскольку экономика отдельно взятого региона (особенно субъектов Федерации) характеризуется многопрофильностью. Эти потребности весьма динамичны, отличаются большой практической направленностью. Вместе с тем необходимость принятия оптимальных решений требует от руководящего состава широкого кругозора, теоретических знаний по многим отраслям знаний, в первую очередь, по социально-экономическим, включающим такие проблемы, как многоукладная экономика, предпринимательство, налогообложение, социальная защита малоимущих и др. К тому же каждый руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет профессиональный интерес к информации по своей специальности. Все это вместе взятое создает определенные сложности в изучении и удовлетворении информационных потребностей, усугубляющиеся отсутствием непо-средственных контактов с этой группой потребителей.

К данной группе по характеру и содержанию информационных потребностей приближаются заместители названных выше руководителей, а также лица, возглавляющие в структуре исполнительных органов соответствующие подразделения (департаменты, управления, отделы). Диапазон их информационных потребностей определяется профилем деятельности организаций и предприятий соответствующих отраслей народного хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры.

Наряду с руководителями исполнительных органов в каждом регионе имеются органы представительные, избираемые населением. В субъектах Российской Федерации такими органами, как известно, являются областные и городские думы, В районах и небольших городах -- собрания представителей. Информационные потребности избранных в эти органы лиц вытекают из их обязанностей по разработке, обсуждению и принятию законов, касающихся соответствующего региона, а также из их участия в комиссиях и комитетах, создаваемых в этих представительных органах по различным направлениям. Разумеется, что каждый из избранных, как и руководители исполнительных органов, также могут проявлять интерес к информации, относящейся по содержанию к полученной ранее профессии.

Большую группу потребителей информации составляют руководители предприятий и организаций, имеющихся на территории каждого региона и принадлежащих как федеральным, так и местным органам власти, а также многочисленных акционерных и частных фирм и других коммерческих организаций (включая не только производственные, посреднические, но и различные учебные заведения). Информационные потребности этой категории руководителей связаны с деятельностью конкретного предприятия или организации, однако этим не ограничиваются. Как правило, наряду с информацией по профилю возглавляемого предприятия (организации), руководящему составу требуется получать регулярно информацию по организации управленческого труда (менеджменту), экономическим, социальным, правовым и многим другим проблемам. К их числу относится в первую очередь так называемая деловая информация, включающая сведения о налогах, пошлине, о производителях и поставщиках соответствующей продукции и/или сырья и т. д.

Следующую группу потребителей библиографической информации составляют специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры. В профессиональной литературе существуют различные точки зрения па понятийные границы термина «специалист». Не рассматривая их, будем в данном случае относить к этой категории всех, кто в процессе своей профессиональной деятельности нуждается в специальной библиографической информации. Такое широкое толкование позволяет распространить библиографическое обслуживание на всех лиц, занятых в сфере общественной практики. Качество обслуживания будет тем выше, чем детальнее будет дифференцирована группа читателей в каждой отдельной библиотеке.

На содержание информационных потребностей специалистов существенное влияние оказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают. Кроме того, на формировании потребностей сказывается ряд других факторов, в том числе место работы, занимаемая должность и т. д.

Какие же основные группы специалистов-потребителей библиографической информации можно выделить, учитывая отрасли знания и наиболее существенные социально-демографические признаки?

Прежде всего следует классифицировать их по специальностям, выделив три группы по укрупненным отраслям знаний (отраслевым комплексам): специалисты гуманитарного профиля; естественнонаучного: комплекса прикладных областей знания (техника, сельское хозяйство и т. д.). Естественно, что в каждой из этих групп необходима дальнейшая дифференциация. Например, среди специалистов-гуманитариев можно выделить обществоведов, историков, филологов и т. д. В свою очередь, специалисты-обществоведы подразделяются на экономистов, политологов, социологов, юристов и т. д. Это деление можно продолжить и дальше. Особенно детально можно дифференцировать специалистов прикладных отраслей знания. Например, в области техники и промышленного производства существуют сотни специальностей, по которым высшие и средние учебные заведения готовят кадры для промышленных предприятий.

Специальность определяет тематическое содержание информационных потребностей специалистов. Однако, как отмечалось раньше, имеется немало других факторов, влияющих на эти потребности. В частности, в пределах каждой специальности (или большинства из них) можно классифицировать специалистов по характеру выполняемой ими работы с дальнейшей дифференциацией по занимаемым должностям или выполняемым функциям. Так, почти в каждой отрасли знания можно выделить специалистов, занимающихся научно-исследовательской работой (ученые), педагогической деятельностью (в вузах она, как правило, сочетается с научной деятельностью), специалистов-практиков, занятых на производстве, администраторов, занимающихся управленческой деятельностью.

В прикладных областях знаний (прежде всего в технике) широко представлена категория специалистов, которая по роду деятельности приближается к научным работникам. К ним относятся специалисты, работающие в опытно-конструкторских и проектно-изыскательных учреждениях. Дальнейшая классификация этой достаточно представительной и, пожалуй, самой активной группы потребителей информации требует выделения лиц, совмещающих научную деятельность с административной (руководители научных учреждений, заведующие отделами, лабораториями, секторами, руководители научных направлений, ответственные и рядовые исполнители).3

Специфика научных исследований в различных областях знаний накладывает свой отпечаток на содержание и характер информационных потребностей ученых. Так, для исследований в области общественных наук характерным на современном этапе является переосмысление концепции и взглядов на многие проблемы и факты, укоренившиеся во всех областях при однопартийной системе. К тому же информационные потребности ученых-обществоведов не ограничиваются одной отраслью знания. Как правило, им приходится знакомиться с литературой по многим смежным научным дисциплинам, в силу чего их информационные потребности носят комплексный характер.

Одной из особенностей информационных потребностей ученых-обществоведов является повышенный, по сравнению с другими видами документов, интерес к монографиям. Нельзя не отметить также, что в общественных науках большую ценность представляют труды крупных ученых прошлого, в то время как в большинстве естественных наук, в особенности прикладных, предпочтение отдается новейшим публикациям.

Тематические границы информационных потребностей ученых-обществоведов более стабильны, особенно по сравнению с потребностями научных работников в прикладных отраслях знания. В последних научные исследования в большей мере носят коллективный характер, ограничиваются, как правило, сжатыми сроками с выделением таких этапов, как подготовительный, основной и заключительный. Каждый из них существенным образом влияет на функции участников научно-исследовательской работы и соответственно на содержание их информационных потребностей. Например, на подготовительном этапе у руководителя и ответственного исполнителя преобладает функция планирования, которая требует информации не столько по теме, сколько по общим вопросам планирования и организации научно-исследовательской работы, о достижениях в своей и смежных отраслях и т. д. Основной этап требует от руководителя и ответственного исполнителя не только непосредственного участия в решении творческой задачи, но и контроля за ходом ее решения и результатами экспериментальной проверки, а также принятия мер по внедрению достижений в производство. Заключительный этап, завершающийся составлением необходимой документации и отчета, менее всего связан с потреблением информации по теме. На этом этапе библиотека должна помочь разработчикам в правильном оформлении списков литературы к отчетам, поскольку далеко не все специалисты знакомы с правилами библиографического описания документов.

Весьма значительную группу потребителей библиографической информации составляют инженерно-технические работники, занятые непосредственно в производственной сфере, а также приравниваемые к ним по характеру выполняемой работы специалисты других областей деятельности (врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.). Характерной особенностью информационных потребностей этой категории специалистов является их относительная стабильность. Однако под воздействием научно-технического прогресса во многих отраслях народного хозяйства и прежде всего в промышленности ускорились процессы обновления технологии, замены устаревшего оборудования, машин, приборов, технологической оснастки, исходного сырья, внедрения электронной техники. Все это вносит коррективы в содержание информационных потребностей, стимулируя одновременно информационно-потребительскую деятельность названной категории специалистов.

Особую группу потребителей библиографической и в особенности фактографической информации составляют предприниматели или, как они чаще всего называются - бизнесмены.