3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Одним из сложных вопросов теории информационных потребностей является их классификация, т. е. распределение на взаимосвязанные классы (отсюда и название -- классификация) по каким-либо существенным признакам. С научной точки зрения классификация информационных потребностей важна для правильного понимания механизма и закономерности их возникновения, определения свойств и особенностей проявления, их значения в библиотечно-библиографической деятельности. Важность классификации для практики состоит в том, что знание информационных потребностей позволяет выделить те из них, которые в наибольшей мере следует принимать во внимание в библиотечно-библиографической работе.
Известны различные подходы к классификации информационных потребностей, основанные на выделении присущих им признаков. Так, некоторые представители научно-информационной деятельности считают, что информационные потребности можно подразделить на субъективные и объективные. Основанием для такой классификации, как мы видим, являются формы существования информационных потребностей. Здесь под объективными информационными потребностями понимаются потребности, существующие независимо от человека, вне и помимо его сознания. А под субъективными в данном случае понимается отражение объективных информационных потребностей в сознании людей. При этом сторонники такого подхода считают, что усилия работников библиотек и информационных служб должны быть направлены на выявление и удовлетворение объективных потребностей.
На самом деле под объективными информационными потребностями понимаются не потребности в информации, а те условия деятельности человека (субъекта), которые порождают информационные потребности. Выходит, что эти условия и являются информационными потребностями, существующими вне человека, а когда эти условия отражаются в сознании субъекта, они становятся субъективными информационными потребностями.
Такой подход к классификации информационных потребностей является ошибочным. Ведь чтобы у субъекта возникла информационная потребность, помимо отражения условий деятельности он должен полагать нужную информацию в своем сознании, т. е. иметь о ней некоторое представление. Если бы информационная потребность возникла непосредственно из условий деятельности, тогда эти условия вели бы к возникновению у разных людей одинаковых информационных потребностей. В этом нетрудно убедиться на простом примере. Представим себе, что над решением одной и той же задачи в одинаковых условиях трудится несколько человек с разными знаниями предмета деятельности, в том числе и те, которые имеют первоначальное, а тем более отдаленное представление об этом предмете (например, ученый в области элементарных частиц физики, студент физико-технического вуза и лаборант).
Согласно рассматриваемому подходу у них должны были бы появиться одни и те же по содержанию информационные потребности, чего быть не может. Ведь представления о той информации, которая действительно необходима для решения задачи, у каждого будут неодинаковы, степень их адекватности о действительно необходимой и информации и будет различна.
Таким образом, при одинаковых условиях деятельности возникающие у разных субъектов потребности могут различаться по точности и полноте той информации, которая действительно необходима для успешного осуществления этой деятельности. Причем практически каждая информационная потребность будет содержать как правильные, так и неправильные представления о необходимой информации, поскольку они зависят от тex знаний, которыми обладает субъект (от его информационного потенциала).
Понятие об объективных информационных потребностях возникло на основе обнаружения в силу ряда причин неполного соответствия запрашиваемой специалистами информации той, действительно необходимой, которая им нужна для решения соответствующих научно-производственных задам. Поэтому исследователи информационных потребностей сделали вывод, что нельзя ограничиваться удовлетворением только субъективно выраженной специалистом потребности, так как полезную и нужную ему информацию он может и не запросить. Следовательно, по мнению сторонников такого подхода, необходимо ориентироваться не столько на запрос, сколько на «потребности» решаемой задачи. Эти потребности и обозначили как «объективные», что не соответствует действительности.
Поэтому выделение объективных потребностей теоретически неверно, несостоятельно, так как информационные потребности возникают лишь в ходе процесса познания, осуществляемого человеком и зависящего от его информационного потенциала и возможностей.
На самом деле речь идет о специфических свойствах информационных потребностей, которые можно определить как объективные и субъективные. Под объективными свойствами понимается та часть содержания потребностей, которая соответствует информации, действительно необходимой для решения задачи деятельности. А субъективным свойством информационных потребностей является та часть содержания информации, которая, наоборот, не соответствует необходимой информации.
Практически не бывает полностью объективных информационных потребностей. Ведь мы знаем, что информационная потребность -- это представление субъекта о неизвестной информации. Иначе говоря, это только в большей или меньшей степени правильное, точное и полное представление о том, какая информация необходима субъекту. Если бы эта информация ему была известна, то никакой информационной потребности не возникло.
Таким образом, объективное и субъективное -- это определенные свойства информационных потребностей, указывающие, насколько представления субъекта о необходимой информации полны и точны (иначе говоря, насколько они адекватны). Для того чтобы измерить степень объективности и субъективности информационных потребностей, нужно точно знать, какая информация нужна для решения задачи, а затем сопоставить представления субъекта об этой информации с самой информацией. Те представления, которые соответствуют необходимой информации для решения задачи, можно определить как правильные, объективные, а те, которые не соответствуют -- субъективные.
В литературе наряду с классификацией по форме существования широко используется разделение информационных потребностей на общественные, коллективные и индивидуальные. Некорректность данной классификации заключается в том, что в основание положены, с одной стороны, потребители информации (коллективы и индивиды), а с другой - общество в целом. При этом термин «общественные» отличается неопределенностью самого понятия, поскольку он употребляется применительно к информационным потребностям по крайней мере в четырех смыслах:
· с целью различения потребностей общественных и естественных;
· как указание на принадлежность потребностей к общественному сознанию;
· с целью подчеркивания значимости потребностей для общества;
· как указание на то, что потребности принадлежат всему обществу в целом.
Несомненно, что в нашем случае все информационные потребности имеют общественный, а не естественный характер и именно они рассматриваются в триаде (общественные, коллективные и индивидуальные). Неправомерно противопоставлять общественные информационные потребности коллективным с точки зрения принадлежности их общественному сознанию, поскольку все коллективные информационные потребности тоже принадлежат общественному сознанию (сознанию определенной группы людей). Следовательно, коллективные информационные потребности в этом случае тоже являются общественными.
Выделяя общественно значимый характер информационных потребностей и называя их общественными, мы тем самым противопоставляем их индивидуальным потребностям субъектов. Такое противопоставление неправомерно, поскольку нарушается одно из требований классификации -- единство основания деления. Остается только последнее значение, когда говорят об общественных информационных потребностях, т. е. о принадлежности информационных потребностей всему обществу. Такое выделение, на наш взгляд, является ошибочным. Дело в том, что потребности общества в развитии производства, науки, культуры, в формировании идеологии, общественного сознания не относятся к числу информационных. Но если даже допустить, что общественные информационные потребности существуют, то, во-первых, непонятны границы общества (страны, нации, мирового сообщества), во-вторых, теряются остальные значения информационных потребностей (поскольку коллективные потребности -- это тоже потребности общественные). Наконец, в-третьих, выделять их в одном ряду с коллективными и индивидуальными никакого смысла нет.
Следовательно, остается одно основание для классификации информационных потребностей но потребителям информации, в сознании которых они и возникают, т. е. коллективные и индивидуальные. При этом под коллективом в данном случае следует понимать определенную группу людей, объединяемую общностью информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальной (постоянные или временные общественные и профессиональные объединения). Удовлетворение коллективных потребностей должно способствовать успешному выполнению стоящих перед группой задач.
Между коллективными информационными потребностями, которые возникают как явления коллективного, группового сознания, и потребностями индивидуальными, возникающими и существующими только в сознании конкретных индивидуумов, имеются определенные отношения. Разумеется, что коллективные информационные потребности не существуют помимо и вне потребностей конкретных индивидуумов. С другой стороны, их нельзя считать как простую сумму слагаемых индивидуальных потребностей. Коллективные информационные потребности следует рассматривать в качестве относительно самостоятельной целостности, формирующейся в соответствии с общими целями и задачами людей, составляющих данный коллектив. Коллективное сознание в большинстве случаев способно выразить объективные тенденции развития с большей полнотой и точностью, чем индивидуальное, поэтому коллективным потребностям может быть присущ более объективны и характер.
Мы рассмотрели подходы к классификации информационных потребностей по наиболее существенным признакам. Существуют и другие признаки, но которым выделяются соответствующие виды потребностей в информации. Так, в специальной печати можно встретить следующие виды классификаций: реальные и потенциальные информационные потребности; пассивные и выраженные, временные и постоянные, профессиональные и непрофессиональные. Различают информационные потребности по тематике, видам необходимой информации (фактографическая, концептуальная, методическая, инструктивная и др.), по видам документов (книги, журналы, специальные виды научно-технической документации, отчеты и др.), по особенностям потребителей информации (ученые, инженеры, предприниматели и др.). Имеются попытки создать классификацию по сочетанию различных признаков (так называемую фасетно-блочную классификацию). Однако она является слишком сложной, к тому же объединяющей как различные виды информационных потребностей, так и потребителей информации.
Все названные и другие виды классификации информационных потребностей имеют право на существование, а их понимание трудностей не вызывает (за исключением, пожалуй, лишь фасетно-блочной). При необходимости они могут быть использованы в изучении информационных потребностей для того, чтобы организовать более эффективно информационное обслуживание. При этом важно знать, какая часть информационных потребностей приходится на ту или иную библиотеку (специальную, универсальную, научную, муниципальную ЦБС и др.). С определенной долей уверенности можно сказать, что выбор библиотеки для удовлетворения определенной части своих информационных потребностей осуществляется человеком в зависимости от ряда факторов (содержания потребностей, близости библиотеки к месту жительства и/или работы, состава фондов библиотеки, комфортности обслуживания, имеющегося опыта и др.).
Поскольку информационные потребности формируются не только в сфере профессиональной, но и других видах деятельности, важно учитывать и так называемые «личностные» потребности, т. е. не связанные с его профессиональной деятельностью. Этому раньше не уделялось должного внимания в публичных библиотеках, роль которых в удовлетворении этих потребностей особенно значительна в настоящее время. Успешной работе в этом направлении способствует изучение информационных потребностей различных групп читателей, что в конечном итоге позволит определить и профиль комплектования фонда библиотеки, и полнее удовлетворить запросы читателей.
- Информационные потребности
- 1.2 Информационная потребность пользователя
- 2. Информационные потребности и информационный интерес. Структура и свойства информационных потребностей. Методы их изучения и измерения
- Информационные потребности и запросы: сущность, виды, методы изучения
- Информационная потребность пользователя
- Билет № 25 Информационная потребность, релевантность, пертинентность. Информационная потребность
- Билет № 25 Информационная потребность, релевантность, пертинентность. Информационная потребность